Дейчман Э.И. Алкоголизм и борьба с ним. М.:Московский рабочий, 1929

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 79   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79 80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224 

действию на уменьшение пьянства, но, наоборот, оитейнъгй доход стал служить одним из мерил достоинства акцизных чиновников; не уменьшение пьянства ставилось и ставится акцизным чиновникам, а увеличение питейного довода. Была назначена и до сих пор существует такая цена на вино, которая доступна точти всему населению, но которая разорительна для него. С другой стороны, число данньх лавок чуть ли не удвоено. Такое напраюл эние винной монополии во время войны не может быть поставлено в вину кому бы то <ни было; всякий министр финансов делал бы то же самое, что сделал и Владимир Николаевич Коковцев».

Витте, который очень хорошо был этаком с мехашкой опаивания населения, знает, что министр финамшв мог <5ы при желании использовать монополию для уменьшения пьянства, или, наоборот, обратить главное внимание да фиск, удвоить число мест продажи спиртных «щитков— тем самым способствовать пьянству.

Действительно, <в 1905 г. питейный доход он сташгял 639 млн. руб. и бьгл почти в 2х/2 раза больше дохода от акцизов в последний год акцизной системы (1893 г.).

Потребление 40-градусной водки за этот же период увеличилось с 730 млн. до 937 млн. л. Душевое потребление водки увеличилось с 6 до

6,5 л, а число мест продажи увеличилось с 28 873 в 1900 г. до 42.392 в 1905 г.

Витте упустил, однако, что и за все время существования винной монополии, и по окончании русско-японской войны, которая служила основанием для оправдания политики Коковцева, мо-нополмя использовывалаюь для увеличения доходов, и пьянство беспрерывно росло.

В 1913 г. число мест продажи 40-градусной дошло до 51.036, потребление хлебного вина составляло 1.298 млн. j,*и душевое потребление водки дошло до 8,1 л*

Во время прений в Государственном совете

10 января 1914 г. по законопроекту о мерах борьбы с пьянством Витте между прочим сказал:

«Я уже неоднократно удостоверял, что введение винной монополии было предпринято исключительно для борьбы с неумеренным потреблением водки и притом водки с вреднейшими примесями В 80-х гг. прошлого столетия, когда, как в настоящее время, Россия стонала под разрушительным действием пьянства (подчеркнуто нами. — Э. Д.), были созываемы различные комиссии, в том числе так прозбанный в то время «пьяцый парламент», для изыскания мер борьбы с этим народным бедствием. Комиссии эти ничего существенного не придумали, и тогда было



Hosted by uCoz