Дейчман Э.И. Алкоголизм и борьба с ним. М.:Московский рабочий, 1929

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 58   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58 59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224 

чем в предыдущем году. Целшашяикш было позволено «действовать бесстрашно, за прибыль ожидать государевой милости, и в том приборе никакого себе опасения не держать, а главное питухов (пьяниц) не отгонять». Целовальники и руководствовались этими наставлениями. «Я, государь, никому не норовил, оравил твои государевы доходы нещадно, побивал на-смерть», — так доносил Михаилу Федоровичу один целовальник. Малейший недобор уфожал государевой немилостью.

В 1681 г. в городке Орлове был недобор в

8 рублей, потому что «мужикам не на что было ттить, — не родится хлеб, скотина померла, и воры грабили». Из Москвы предписывают учи-нщ дознание:

«И буде кто из стороны про голову и товарищей скажет, и сыщется то допряма, то этим людям дано будет царское жалование по рассмотрению, да им же той головы и целовальников будут отданы животы и промыслы^.

Наоборот, за увеличение сборов давалось воз-нафаждение. Из Москвы писали:

«Буде ЯВ1ИТСЯ, что перед прежними (выборными) у головы и у целовальников радение было, и прибыль немалая есть, и им на пропитание дать небольшой,

как пристойно, чтобы о™ и иные головы и целовальники охотнее и прилежнее, без повреждения своей души, о делах великого государя всеусердно старались и с б о р кабацкий умножали».

За недобор положенной с кабака суммы отвечал не только целовальник, но и население местности. Если недобор добровольно не вносился, то он взыскивался правежом.

Приведем описание правежа в изложении Пры-жош;

«Прадаетчики, разделив между собой виновных, ставили их в ряд, и, начав с первого, били тростью, длиной в полтора локтя, поочередно ударяя каждого по икрам, и таким образом проходя ряд от одного края до другого. За расправой наблюдал судья из окна. Ваоправа производилась ежедневно, кроме праздников, от восхода солнца до 10—11 часов утра, и каждый подвергался правежу, пока не выплачивал долга, и велено было держать на правеже не долее месяца... Что же касается до нещадного битья батогами, то Нейбауер оггисал его так: батоги, жидкие палки длиной <в аршин, берут служители в руки, раздевают человека, кладут его на>-земь, садятся rviy на руги и на ноги и бьют его палками до те*' пор, гока двадцать или тридцать из них не изломаются; потом, на-



Hosted by uCoz