1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 | |
чем в предыдущем году. Целшашяикш было позволено «действовать бесстрашно, за прибыль ожидать государевой милости, и в том приборе никакого себе опасения не держать, а главное питухов (пьяниц) не отгонять». Целовальники и руководствовались этими наставлениями. «Я, государь, никому не норовил, оравил твои государевы доходы нещадно, побивал на-смерть», — так доносил Михаилу Федоровичу один целовальник. Малейший недобор уфожал государевой немилостью. В 1681 г. в городке Орлове был недобор в 8 рублей, потому что «мужикам не на что было ттить, — не родится хлеб, скотина померла, и воры грабили». Из Москвы предписывают учи-нщ дознание: «И буде кто из стороны про голову и товарищей скажет, и сыщется то допряма, то этим людям дано будет царское жалование по рассмотрению, да им же той головы и целовальников будут отданы животы и промыслы^. Наоборот, за увеличение сборов давалось воз-нафаждение. Из Москвы писали: «Буде ЯВ1ИТСЯ, что перед прежними (выборными) у головы и у целовальников радение было, и прибыль немалая есть, и им на пропитание дать небольшой, | как пристойно, чтобы о™ и иные головы и целовальники охотнее и прилежнее, без повреждения своей души, о делах великого государя всеусердно старались и с б о р кабацкий умножали». За недобор положенной с кабака суммы отвечал не только целовальник, но и население местности. Если недобор добровольно не вносился, то он взыскивался правежом. Приведем описание правежа в изложении Пры-жош; «Прадаетчики, разделив между собой виновных, ставили их в ряд, и, начав с первого, били тростью, длиной в полтора локтя, поочередно ударяя каждого по икрам, и таким образом проходя ряд от одного края до другого. За расправой наблюдал судья из окна. Ваоправа производилась ежедневно, кроме праздников, от восхода солнца до 10—11 часов утра, и каждый подвергался правежу, пока не выплачивал долга, и велено было держать на правеже не долее месяца... Что же касается до нещадного битья батогами, то Нейбауер оггисал его так: батоги, жидкие палки длиной <в аршин, берут служители в руки, раздевают человека, кладут его на>-земь, садятся rviy на руги и на ноги и бьют его палками до те*' пор, гока двадцать или тридцать из них не изломаются; потом, на- |