Дейчман Э.И. Алкоголизм и борьба с ним. М.:Московский рабочий, 1929

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 54   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54 55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224 

удовольствие, как это видно из слов, 'вложенных древнерусским грамотником в уста Владимира: «Руси есть веселие шти, не мо-акем без того быти».

Около питья братски сходился человек с человеком, сходились мужчины и женщины,

и, скрепленная весельем и любовью, двигалась вперед социальная жизнь народа, возникали братчины, и питейный дом (корчма) делался центрам общественной жизни известного округа».

Такой вывод, да еще на оадовании заявления великого князя, едва ли можно считать правильные, и опровергнуть это положение или подтвердить его—дело дальнейших исторических изысканий.

О случа)Я!Х пьянства встречается в историче ских документам XIV в. В 1378 г. за рекой Пья* ной руоскте воины ездили беспечно, «а где нае хаша в зажитии мед и пиво, испивают допьяк;

без меры»

В Москве, при наигествии Тохтамыша, «не-добрии человеци начаша об^одити по дворам, и износящие из погребов меды господские и упи-вахуся до великого пьяна».

Характерное свойство спиртных напитков войги во вкус потребителя очень хорошо передано в одной из бьвдн:

«Как водочки сладкие, медк стоялые.

Повещены в погреба глубоки в бочках-сороковках, Бочки висят на цепях на железных,

Туда проведены ветры буйные;

Повеют ветры буйные в чистом поле,

Пойдут как воздухи по погребам;

И зогогочут бочки, как лебеди.

Как ле<5еди на тихих заводях;

Так они того не затхнутся водочки сладкие, Водочки сладкие и меды стоялые;

Как чару пьешь — другой хочется, Другую пьешь — потретьейдуша горит»

Вот это свойство спиртных налитков иотол-зовалрсь власть имущими с самых древних времен. Они используются как предмет дохода. Древляне в 946 г. платили дань медом. Мстислав в 1125 г. установил собирать «со ста по две лукне меду». В XI в. собирались подать и пошлина с хмеля, солода и пива.

«Так до половины XVI в., — пишет Прыжок,— жила вся Русская земля, свободно варя питья и пшгя за это пошлину с солода, с хмеля и меда, что и называлось брашной пошлиной. Заплатив пошлину за солод и хмель, народ спокойно варил себе питья и спокойно распивал их дома, среди семьи, или на братских попойках в корчмах».

В XVI <в* появляется «а Руси и водка. Иваи Грозный запрещает вольную продажу водки и позволяет ее шть только своим опричникам. Для



Hosted by uCoz