1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 | |
удовольствие, как это видно из слов, 'вложенных древнерусским грамотником в уста Владимира: «Руси есть веселие шти, не мо-акем без того быти». Около питья братски сходился человек с человеком, сходились мужчины и женщины, и, скрепленная весельем и любовью, двигалась вперед социальная жизнь народа, возникали братчины, и питейный дом (корчма) делался центрам общественной жизни известного округа». Такой вывод, да еще на оадовании заявления великого князя, едва ли можно считать правильные, и опровергнуть это положение или подтвердить его—дело дальнейших исторических изысканий. О случа)Я!Х пьянства встречается в историче ских документам XIV в. В 1378 г. за рекой Пья* ной руоскте воины ездили беспечно, «а где нае хаша в зажитии мед и пиво, испивают допьяк; без меры» В Москве, при наигествии Тохтамыша, «не-добрии человеци начаша об^одити по дворам, и износящие из погребов меды господские и упи-вахуся до великого пьяна». Характерное свойство спиртных напитков войги во вкус потребителя очень хорошо передано в одной из бьвдн: | «Как водочки сладкие, медк стоялые. Повещены в погреба глубоки в бочках-сороковках, Бочки висят на цепях на железных, Туда проведены ветры буйные; Повеют ветры буйные в чистом поле, Пойдут как воздухи по погребам; И зогогочут бочки, как лебеди. Как ле<5еди на тихих заводях; Так они того не затхнутся водочки сладкие, Водочки сладкие и меды стоялые; Как чару пьешь — другой хочется, Другую пьешь — потретьейдуша горит» Вот это свойство спиртных налитков иотол-зовалрсь власть имущими с самых древних времен. Они используются как предмет дохода. Древляне в 946 г. платили дань медом. Мстислав в 1125 г. установил собирать «со ста по две лукне меду». В XI в. собирались подать и пошлина с хмеля, солода и пива. «Так до половины XVI в., — пишет Прыжок,— жила вся Русская земля, свободно варя питья и пшгя за это пошлину с солода, с хмеля и меда, что и называлось брашной пошлиной. Заплатив пошлину за солод и хмель, народ спокойно варил себе питья и спокойно распивал их дома, среди семьи, или на братских попойках в корчмах». В XVI <в* появляется «а Руси и водка. Иваи Грозный запрещает вольную продажу водки и позволяет ее шть только своим опричникам. Для |