1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 | |
стертое, статс-дамам и фрей чинам выкурмпать на свои домовые расходы по 1.000 ведер вина в год. С появлением кабаков спиртным напитки становятся могучими источником доходов царей и казны* Система продажи преследует одну цель — получить как можно больше дохода. Во главе царевых кабаков были поставлены «целовальники». Название произошло от того, что лица эти должны были целовати крест и присягать в том, что все доходы полностью вернут в казну. «Целовальники» должны бьпи выбираться местным населением, которое отвечало всем своим достоянием за исправность целовальника. Часто «целовальники» и кабацкие головы присылались из Москвы, но и тогда местное население было за него ответственно. Работа «целовальника» считалась повинностью и не оплачивалась. Поэтому честные люди всячески уклонялись от этой выборной должности; со 'Временем выработался тот тип ненавистного народу «целовальника», который умел грабить не только для государя, но и для себя. На каждый кабак было положено определенное количество спиртных напитков и сум/vja денег, которая должна быть собрана. При э1*ом главным и постоянным правилом было, что каждый целовальник должен был собрать больше («с прибылью»), чем предыдущие, и еже!одно больше, | чем в предыдущем году. Целшашяикш было позволено «действовать бесстрашно, за прибыль ожидать государевой милости, и в том приборе никакого себе опасения не держать, а главное питухов (пьяниц) не отгонять». Целовальники и руководствовались этими наставлениями. «Я, государь, никому не норовил, оравил твои государевы доходы нещадно, побивал на-смерть», — так доносил Михаилу Федоровичу один целовальник. Малейший недобор уфожал государевой немилостью. В 1681 г. в городке Орлове был недобор в 8 рублей, потому что «мужикам не на что было ттить, — не родится хлеб, скотина померла, и воры грабили». Из Москвы предписывают учи-нщ дознание: «И буде кто из стороны про голову и товарищей скажет, и сыщется то допряма, то этим людям дано будет царское жалование по рассмотрению, да им же той головы и целовальников будут отданы животы и промыслы^. Наоборот, за увеличение сборов давалось воз-нафаждение. Из Москвы писали: «Буде ЯВ1ИТСЯ, что перед прежними (выборными) у головы и у целовальников радение было, и прибыль немалая есть, и им на пропитание дать небольшой, |