Дейчман Э.И. Алкоголизм и борьба с ним. М.:Московский рабочий, 1929

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 57   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57 58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176  177  178  179  180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  190  191  192  193  194  195  196  197  198  199  200  201  202  203  204  205  206  207  208  209  210  211  212  213  214  215  216  217  218  219  220  221  222  223  224 

стертое, статс-дамам и фрей чинам выкурмпать на свои домовые расходы по 1.000 ведер вина в год.

С появлением кабаков спиртным напитки становятся могучими источником доходов царей и казны* Система продажи преследует одну цель — получить как можно больше дохода.

Во главе царевых кабаков были поставлены «целовальники». Название произошло от того, что лица эти должны были целовати крест и присягать в том, что все доходы полностью вернут в казну. «Целовальники» должны бьпи выбираться местным населением, которое отвечало всем своим достоянием за исправность целовальника. Часто «целовальники» и кабацкие головы присылались из Москвы, но и тогда местное население было за него ответственно. Работа «целовальника» считалась повинностью и не оплачивалась. Поэтому честные люди всячески уклонялись от этой выборной должности; со 'Временем выработался тот тип ненавистного народу «целовальника», который умел грабить не только для государя, но и для себя.

На каждый кабак было положено определенное количество спиртных напитков и сум/vja денег, которая должна быть собрана. При э1*ом главным и постоянным правилом было, что каждый целовальник должен был собрать больше («с прибылью»), чем предыдущие, и еже!одно больше,

чем в предыдущем году. Целшашяикш было позволено «действовать бесстрашно, за прибыль ожидать государевой милости, и в том приборе никакого себе опасения не держать, а главное питухов (пьяниц) не отгонять». Целовальники и руководствовались этими наставлениями. «Я, государь, никому не норовил, оравил твои государевы доходы нещадно, побивал на-смерть», — так доносил Михаилу Федоровичу один целовальник. Малейший недобор уфожал государевой немилостью.

В 1681 г. в городке Орлове был недобор в

8 рублей, потому что «мужикам не на что было ттить, — не родится хлеб, скотина померла, и воры грабили». Из Москвы предписывают учи-нщ дознание:

«И буде кто из стороны про голову и товарищей скажет, и сыщется то допряма, то этим людям дано будет царское жалование по рассмотрению, да им же той головы и целовальников будут отданы животы и промыслы^.

Наоборот, за увеличение сборов давалось воз-нафаждение. Из Москвы писали:

«Буде ЯВ1ИТСЯ, что перед прежними (выборными) у головы и у целовальников радение было, и прибыль немалая есть, и им на пропитание дать небольшой,



Hosted by uCoz