Курение и его влияние на здоровье. Доклад комитета экспертов ВОЗ № 568. Всемирная организация здравоохранения, Женева, 1976

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 104   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104 105  106  107  108  109  110  111  112 

По вопросу рекламирования были сделаны некоторые интересные наблюдения, особенно в отношении «хитрых» способов ее, которые могут быть использованы и которые нелегко поддаются запрету. Примером является показ на теле- или киноэкране политических, спортивных, театральных деятелей или деятелей кино, намеренно курящих сигареты.

В Польше постановление, датированное 14 июня 1974 г., предусматривает ограничение курения в телевизионных программах. Комитет, учрежденный в 1970 г. Королевским декретом в Норвегии, пришел к выводу, что эта форма рекламы, названная «незаконной рекламой», не может быть запрещена в законодательном порядке; руководство Норвежским государственным радиовещанием могло бы предпринять шаги, направленные на возможно большее ограничение курения в его программах. Руководители этой службы уже действуют в этом направлении, не разрешая своим сотрудникам курить в процессе телевизионных показов. Возможно, что со временем посторонние, появляющиеся в телевизионных программах, осознают последствия своего дурного поведения, способствующего возникновению у других людей опасной для здоровья привычки, и, таким образом, откажутся от курения, появляясь в любой программе.

Если все вышесказанное касается запрета рекламы, особенно по радио и телевидению, то некоторые страны сообщили об использовании этих средств слуховой и зрительной пропаганды для положительно ориентированных санитарно-просветительных мероприятий, имеющих целью информацию населения об опасности, связанной с курением, и риске, которому подвергаются курильщики. Так, в Польше и Румынии по радио и телевидению рассказывается об опасности курения сигарет. В Румынии упор делается на опасность для молодежи и женщин и соответствующие сведения включаются в школьную программу обучения. На Мальте телевидение и радио, равно как и плакаты, используются для пропаганды борьбы с курением. По случаю Второй всемирной конференции по курению и здоровью, созванной в Лондоне в сентябре 1971 г., по телевидению была проведена кампания по борьбе с курением под надзором Совета по санитарному просвещению; эта кампания продолжалась в течение 2—3-недель. В Нидерландах Министерство социального обеспечения и здравоохранения с 1964 г. оказывает финансовую поддержку кампании по борьбе с курением. Санитарно-просветительная деятельность обеспечивает медицинской информацией и советами учеников, родителей и учителей. С согласия органов просвещения учителя в Новой Зеландии инструктируют своих учеников об опасности курения сигарет. Врачи и фармацевты объединяют усилия по распространению ин

104

формации, в частности, путем создания наглядных информативных текстов в помещениях консультаций и аптек. В Швеции руководители школ, а также некоторые молодежные организации предпринимают меры по санитарному просвещению с целью повлиять на людей, могущих воспринять привычку к курению.

Предостерегающие тексты и маркировка

Ряд стран пользуется другими способами привлечения внимания к опасности курения. Среди этих способов следует упомянуть обязательные предостерегающие тексты на пачках сигарет. Так, например, дело обстоит в Соединенных Штатах Америки, где каждая пачка сигарет должна быть снабжена следующим текстом: «Предостережение: Начальник медицинского управления определил, что курение сигарет опасно для вашего здоровья». Эта надпись должна быть заметной и четкой, отличаться по шрифту, положению и цвету от других напечатанных на коробке текстов. Федеральная торговая комиссия отчитывается о способе осуществления этих мер, равно как и о всех других методах рекламирования и пропаганды сигарет. Начиная с 1973 г. такое же положение, как в отношении предостережений на сигаретах, применяется и к «малым сигарам», которые определяются как «любой рулон табака, завернутый в табачный лист или какое-либо вещество, содержащее табак (в отличие от любого рулона табака, который по определению Акта о курении сигарет от 1969 г. является сигаретой), и одна тысяча единиц которого весит не более трех фунтов». Канадский законопроект предусматривает аналогичные предостерегающие тексты (на английском и францусском языках) на каждой пачке сигарет. Это предостережение выражено следующими словами: «Предостережение: Опасность для здоровья возрастает с увеличением количества выкуриваемых сигарет, не затягивайтесь». На каждой пачке должно содержаться также указание на количество смолы и никотина. Затем должны были быть установлены правила, касающиеся предельно допустимых количеств никотина, смолы и других компонентов. Автоматы по продаже сигарет также должны быть снабжены предостерегающими надписями. Современные сигареты должны быть помечены круговой линией, означающий, что концентрации смолы и никотина возрастают по мере укорочения окурка. Бесплатная раздача сигарет в рекламных целях запрещена, а изготовителям сигарет не разрешено заявлять, что их продукция безопасна, так как она не противоречит закону. В Коста-Рике, Исландии, Панаме и Перу предостерегающие надписи должны точно так же печататься на пачках сигарет. В Австралии (Тасмания, 1972 г. и Южная Австралия, 1973 г.) каждая пачка или блок сигарет

105



Hosted by uCoz