Курение и его влияние на здоровье. Доклад комитета экспертов ВОЗ № 568. Всемирная организация здравоохранения, Женева, 1976

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 91   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91 92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112 

тельствует о том, что к использованию средств массовой информации нужно подходить с осторожностью, оценивая их сильные и слабые стороны.

Хотя средства массовой информации или более индивидуализированный подход могут повлиять на процесс отказа от курения в любой его стадии, средства массовой информации обычно дают наибольший эффект вначале — особенно на стадии ознакомления людей с проблемой и внушения им беспокойства по ее поводу, тогда как персональная консультация и поддержка приобретают все большее значение на последующих стадиях.

Нужно испытать как можно больше подходов; каждый из них может усиливать эффективность другого, повышая тем самым шансы на успех.

Меры, препятствующие курению молодежи

Описанные до сих пор меры направлены в основном на заядлых курильщиков. Борьба с курением среди молодежи выдвигает дополнительные проблемы.

Специальные исследования показывают, что одним из различий между курильщиками и некурящими является отношение к курению в их семьях. Эта привычка чаще встречается у детей, родители и старшие братья которых курят. Вторым фактором является влияние групп сверстников. Третьим — худшая успеваемость: чаще курят дети, успевающие в школе хуже других и ставящие перед собой менее трудные задачи. Наконец, для некоторых молодых людей курение, по-видимому, служит символом независимости и протеста против норм семьи или группы, к которым они принадлежат. К сожалению, относительная важность этих факторов по мере превращения юноши в курильщика не проанализирована в достаточной степени.

Имеются также данные, подтверждающие точку зрения, согласно которой курение может иметь большое символическое значение для молодежи, особенно в плане социальных связей со сверстниками. Начав курить часто из простого любопытства, молодые люди, вероятно, обнаруживают, что они могут использовать курение для повышения своего эмоционального состояния или уменьшения чувства страха, беспокойства или неуверенности в себе. Они могут превратиться и в заядлых курильщиков, для которых сигарета и не имеет особого эмоционального значения.

Мало кто из молодых курильщиков способен беспокоиться по поводу вреда для здоровья, который может не проявляться в течение 30—40 лет. Однако на них могут произвести впечатление данные о ранней заболеваемости и ухудшении самочувствия, связанные с приычкой к курению, например о вредном

91

влиянии табака на дыхательную функцию у людей, сравнительно недавно начавших курить.

Нужно помнить, что пренебрежение опасностью имеет свои привлекательные стороны, особенно для мальчиков, живущих в обществе, которое рассматривает это как признак мужественности. Поэтому та просветительная программа, которая не предусматривает ничего, кроме подчеркивания опасности курения сигарет, может дать результаты, обратные желаемым. Упор скорее следовало бы делать на собственную сознательность юноши. Работники здравоохранения должны понять, что санитарное просвещение является не столько способом заставить молодежь делать то, что считают для нее лучшим авторитеты, сколько способом помочь ей выработать способность принимать свои собственные решения, полностью сознавая их последствия. Если удастся заставить молодежь понять, что здоровье— это большое блого и что привычки оказывают на здоровье большое влияние, то она сумеет разобраться в том, оправдывает ли удовольствие, доставляемое вредной для здоровья привычкой, сопряженную с этой привычкой опасность.

В школах воспитание подхода к вопросам курения и здоровья часто поставлено неудовлетворительно. Это может зависеть от недостаточной подготовки учителей, от отсутствия нужных учебных пособий или от отсутствия руководства со стороны органов здравоохранения и близких к ним организаций. В ряде случаев учитель ощущает неуверенность, так как сам является курильщиком.

В немногих школах делались попытки способствовать пониманию опасности курения с помощью такой формы обучения, в которой основной акцент ставился на сознание, интерес, стремление и потребность молодежи разного возраста в своем росте и физическом развитии. Дети узнавали, как построен организм человека, как он работает, что может повредить ему и как на него влияют личные санитарно-гигиенические навыки и факторы домашней, школьной и общественной жизни. Их обучали индивидуально или небольшими группами, и различные стороны предмета освещались достаточно глубоко. Следует приветствовать создание учебных пособий, облегчающих самообучение учащихся; подобно любым другим учебным пособиям, они должны предназначаться для использования различными возрастными группами на различных стадиях курса обучения. Опыт свидетельствует, что такая форма обучения особенно эффективна и способствует развитию способности принимать хорошо обоснованные решения.

Сведения о вреде курения должны сообщаться не только в школе, но всякий раз, когда к этому представится возможность, например во время медицинских обследований, лечения

92



Hosted by uCoz