1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 | |
Различия экономических и политических систем могут оказать влияние на способы осуществления приведенных в конце этого доклада рекомендаций. В Норвегии и Швеции для борьбы с курением созданы сильные независимые организации. В Норвегии назначенный правительством Совет призван действовать в соответствии с программой, разработанной группой экспертов. Поэтому он представляет собой организацию несколько иного типа по сравнению с организациями централизованной системы здравоохранения, существующими в Польше, Англии или СССР. Надежным стражем является добровольная организация «Меры по курению и здоровью» (МКЗ) в Англии. Неоценимое значение для всех стран, сталкивающихся с проблемой курения, имеет опыт работы Национального центра по сбору данных о курении и здоровье в США, однако, пока эта организация блогородно предоставляет свой помощь, нет необходимости копировать ее в других странах. Заболевания, связанные с курением, налагают тяжелое и измеримое бремя на органы здравоохранения. В различных странах предпринимались многочисленные попытки сопоставить цену последствий курения с экономической выгодой от выращивания или производства табака. Такие анализы постоянно указывают, что стоимость медицинского обслуживания заболевших в связи с курением, убытки, связанные с преждевременной смертью курящих, экономические потери от невыходов на работу из-за связанных с курением заболеваний, утраты имущества и жизней из-за пожаров, возникающих в связи с неосторожным курением, обычно превышают экономические выгоды от производства табака. Целесообразно, чтобы по образцу уже опубликованных анализов (69—75) каждая страна произвела свои собственные расчеты. Следует, однако, иметь в виду, что сравнительные исследования экономических затрат и выгод не могут дать окончательных результатов, поскольку истинная выгода от сокращения курения должна определяться критери-ями человечности — снижением заболеваемости и частоты преждевременных смертей, а не просто денежным выражением. 3. МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С КУРЕНИЕМ3.1 Изменение привычек курения3.1.1 Деятельность, направленная на помощь людям бросить курить Значительная доля санитарно-просветительных мероприятий в рамках программы борьбы с курением имеет целью побудить людей бросить курить. Многие курильщики хотят избавиться 21 | от этой привычки, но чувствуют себя не в силах сделать это самостоятельно. Это значит, что они нуждаются в инструктаже или в том, чтобы их усилиям по прекращению курения была оказана поддержка. Комитет проанализировал некоторые методы и опыт, связанный с отказом от курения. Различные существующие методы лечения синдрома отмены табака могут быть грубо подразделены на фармакологические и психотерапевтические. Те, которые используются в специальных стационарах, применяются к лицам, уже имеющим сильное желание бросить курить и поэтому охотно воспринимающим лечебные программы. Однако эта категория людей представляет собой очень незначительную часть курящего населения. Это означает, что стационары для бросивших курить вряд ли могут стать средством массового изменения отношения к табаку. Тем не менее организация таких стационаров при крупных больницах могла бы оказаться полезной. Поскольку даже наиболее изощренные терапевтические методы не приносят пользы, если не обеспечено сотрудничество со стороны больного, люди, которые не хотят бросить курить, не могут быть охвачены организованными программами отказа от курения. Имеется, однако, другая очень крупная группа курильщиков, которая заслуживает пристального внимания, а именно те, которые хотели бы бросить курить, но у которых не хватает на это решимости. Большая часть этих людей может без труда бросить курить и поэтому не нуждается в усложненных методах лечения. Во многих случаях могут оказаться достаточными простой совет и одобрение врача. Такие консультации по прекращению курения в повседневной врачебной практике могли бы быть более эффективными, если бы устные советы сочетались с информативными листовками. В некоторых странах, таких, как Финляндия, Швеция и Соединенные Штаты, для этой цели уже применяются специальные листовки. Одобрение и поддержка со стороны врача (а в нужных случаях со стороны других представителей медико-санитарной службы) могли бы оказаться весьма эффективными при охвате многих миллионов курильщиков сигарет индивидуализированными мерами санитарного просвещения. До настоящего времени средства массовой пропаганды используются органами здравоохранения преимущественно для разъяснения населению серьезной опасности курения сигарет для здоровья. Применение этих средств для обеспечения миллионов курильщиков инструкцией и поддержкой их желания бросить курить, особенно путем самопомощи, открывает многообещающие возможности, обеспечивая население недорогими, но эффективными средствами санитарного просвещения. 22 |