Курение и его влияние на здоровье. Доклад комитета экспертов ВОЗ № 568. Всемирная организация здравоохранения, Женева, 1976

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 99   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99 100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112 

желательна, есть основания считать, что она не может быть осуществлена. Практическим препятствием такому запрету служат автоматы по продаже сигарет. В Японии, например, распространенность автоматов по продаже сигарет делает бесполезными существующие положения, направленные против попадания сигарет в руки несовершеннолетних.

Эти предварительные наблюдения показывают, что практический кодекс должен исходить из реального положения дел. Необходимо учитывать возможность осуществления любых рекомендаций, без чего нельзя рассчитывать на получение практических результатов.

Отсутствие законодательства — ограничение сферы действенных мероприятий

В рабочих документах, подготовленных Американским и Европейским региональным бюро ВОЗа в 1970 г., содержится описание существенных особенностей мер, принимаемых в разных странах для борьбы с чрезмерным курением. Ряд законодательных постановлений, касающихся борьбы с курением, был опубликован в International Digest of Health Legislation (Международный сборник санитарного законодательства), и это дополнило информацию, содержащуюся в вышеупомянутых документах и в публикациях Национального центра США по сбору данных о курении и здоровье.

Иначе говоря, современная ситуация такова, что большинство стран до сих пор еще не приняло никаких законодательных мер, а другие ввели законы, касающиеся главным образом рекламирования сигарет. Из 100 стран, в отношении которых ВОЗ располагает сведениями, примерно в 70 отсутствует какое-либо законодательство по этому вопросу, а в остальных 30 приняты законодательные меры, в ряде случаев обязывающие бороться с курением. Более того, ряд стран не только не ввел каких-либо законодательных мер по борьбе с курением, но, наоборот, способствует производству табака. Это особенно касается тех стран, для которых табак является наиболее важным продуктом экспорта и тем самым главным источником дохода. Другие страны воздерживаются от введения ограничительных законов, поскольку цены на табак служат важным источником национального дохода.

а Неопубликованный рабочий документ: Report on measures taken in the Americas to control the advertising of cigarettes, PAHO/WHO, 1970 (CSP 18/12), Control of cigarette smoking, EURO, 1970 (EUR'/RC 20/8). Дальнейшая информация получена в 1971 г. в ответ на новые запросы, направленные ряду стран.

Меры, касающиеся рекламирования, весьма часто являются результатом согласования с изготовителями сигарет. Так, например, дело обстоит в Швеции, где Национальный совет здравоохранения и социального обеспечения вместе с изготовителями и импортерами табака выработали практический кодекс, касающийся в основном средств рекламы, лиц, на которых рассчитана реклама, и мест, где ее можно использовать. Подобным образом был разработан кодекс и в Англии.

Что касается рекламы в узком смысле слова, то важно подчеркнуть, что действующие запреты в большинстве случаев относятся лишь к ограниченному числу из широкого разнообразия средств слуховой и зрительной рекламы. Наиболее часто речь идет о радио и телевидении, и лишь изредка меры запрета применяют ко всем средствам слуховой и зрительной рекламы без исключения, в том числе к газетам, плакатам, фильмам и т. д. Кроме того, существует множество других скрытых способов популяризации, особенно хитро использующих для этой цели воображение. Один из таких способов, о котором сообщил ряд стран, заключается в том, что популярные «герои», актеры, спортсмены или другие пользующиеся широкой известностью лица нарочито курят на сцене или на экране кино и телевизора. Меры по санитарному просвещению, иногда предусматриваемые законом, зависят обычно от инициативы добровольных организаций, таких, как Красный Крест или противораковые ассоциации.

Действия, предпринимаемые в различных странах против привычки к курению,— это, несомненно, не больше чем лишь начальные усилия решить проблему. Однако в ближайшем будущем можно ожидать увеличения числа стран, вводящих у себя соответствующие законы (или усиливающих существующие законодательные меры). В ряде стран в настоящее время изучается проект законодательных текстов. Однако практический закон, который предстоит сформулировать Генеральному директору, должен учитывать именно ту ситуацию, которая существует на сегодняшний день. Соответственно он должен быть ограничен определенными приемлемыми положениями и не содержать предписаний, считающихся в настоящее время «нереализуемыми».

Препятствия для законодательства — реальное значение действующих мер

Проблемы, возникающие при разработке законов или других постановлений, могут значительно варьировать от страны к стране. Так, страны, в которых выращивается табак или производятся сигареты, если и принимают какие-либо меры, должны

100



Hosted by uCoz