Курение и его влияние на здоровье. Доклад комитета экспертов ВОЗ № 568. Всемирная организация здравоохранения, Женева, 1976

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 97   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97 98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112 

Приложение 3

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА БОРЬБУ С ОПАСНОСТЯМИ КУРЕНИЯ

ИНСТРУКЦИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ МЕРОПРИЯТИЯМ *

Введение

Резолюция, принятая XXIV Всемирной ассамблеей здравоохранения0 призвала Генерального директора «разработать практический кодекс, которым могли бы руководствоваться правительства при формулировке законодательных актов, относящихся к последствиям курения для здоровья».

Значение, придаваемое законодательным мерам по борьбе с курением, отчетливо видно из результатов исследований, посвященных этому вопросу. В 1972 г., например, Национальный центр по сбору данных о курении и здоровье и Министерство здравоохранения Соединенных Штатов опубликовали обзор на тему «Программы курения и здоровье во всем мире». Этот обзор охватывал основной смысл большинства законодательных постановлений, принятых более чем в 100 странах. В 1975 г. Третья всемирная конференция по курению и здоровью рассмотрела ряд основных постановлений, определяющих законодательные меры по борьбе с курением, такие, как пропаганда, маркировка сигаретных пачек, уведомительные тексты на пачках и запреты на курение.

Принятию соответствующего законодательства во многих странах мешают важные экономические соображения, один из таких ярких примеров описан в работе, опубликованной Медицинским журналом Австралии6, и приводится ниже.

Известно, что под давлением определенных групп отвергались даже законопроекты, содержащие пункты, связанные лишь с отдельными сторонами рекламирования сигарет.

В связи с резолюцией Ассамблеи можно сделать и ряд других замечаний, наиболее важное из которых, несомненно, сводится к тому, что перед разработкой любого практического закона следует учитывать законодательные и другие меры, принятые в различных государствах-членах. Было бы нереалистич

* Это приложение было подготовлено д-ром J. de Moerloose, руководи

телем секции медико-санитарного законодательства, ВОЗ, Женева, Швей

цария.

“ Резолюция WHA 24.48, действующий параграф 4 (V).

6 Osborne L. М. (1974). The Medical Journal of Australia, Vol. I, p. 1173.

7 Заказ № 2389

97

но включать в практический закон правила, выходящие за рамки тех, которые какая-либо страна могла бы надеяться в настоящее время принять в законодательном порядке. В этой связи в некоторых ответах на вопросники, направленные государствам-членам Американским и Европейским региональными бюро ВОЗ и касающиеся действующих принудительных мер против курения, в первую очередь подчеркивалась необходимость профилактики курения среди молодежи Совершенно очевидно, конечно, что заставить заядлого курильщика отказаться от этой привычки гораздо труднее. Поэтому следовало бы сделать все практически возможное, чтобы предупредить возникновение «зависимости» от сигареты у молодых лиц. Одна из стран сообщила, что к 18 годам курит примерно 40% учащихся (юношей и девушек). Логично поэтому было бы запретить продажу сигарет молодежи или даже запретить им курить.

В действительности же лишь немногие страны ввели запрет на продажу сигарет детям до 16-летнего возраста, как это сделала Болгария в 1963 г. Болгарское законодательство в 1973 г. было изменено таким образом, что в настоящее время продажа табачных изделий запрещена детям и подросткам. Первый запрет на продажу табачных изделий детям был введен в Норвегии еще в 1899 г. По этому закону детям до 15 лет была запрещена продажа любой формы табака, независимо от того, покупался ли он для использования самими детьми или для передачи взрослым. Закон от 1899 г. был отменен постановлением от 9 марта 1973 г.; в пункте 5 этого последнего постановления указывается, что «запрещается продавать или передавать детям до 16-летнего возраста табачные изделия или их имитацию, которая может способствовать использованию первых. В Новой Зеландии 27-й раздел Акта о наказуемых полицией нарушениях от 1927 г. запрещает продажу и снабжение сигаретами, сигарами или табаком любого подростка моложе 15 лет. В этом разделе содержится интересная оговорка, указывающая, что никто не может быть привлечен к ответственности за снабжение табаком, сигарами или сигаретами любого молодого человека, которому имеющий официальные права практикующий врач выдал справку о том, что использование или курение этих изделий оказывает блоготворное влияние на его здоровье. Из других стран, которые ввели запрет на продажу сигарет подросткам, следует упомянуть Корею.

В свете вышеизложенного возникает вопрос о необходимости включения рекомендации о запрещении продажи сигарет молодежи, сколь бы важным это не казалось, в практический кодекс. Хотя теоретически такая мера была бы, конечно, весьма

“ См. сноску на с. 98.

98



Hosted by uCoz