1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 | |
ным курением. В настоящее время данные о вреде курения по-лучили широкое распространение, и хотя имеющиеся сдвиги в этой области не достигли необходимых размеров, они тем не менее могут явиться прелюдией больших успехов. Дальнейший прогресс может быть достигнут лишь в том случае, если государства-члены окажутся готовыми принять более интенсивные и лучше спланированные меры, чем до сих пор. Если же они не сумеют сделать этого, то скорее всего завоеванные позиции придется вновь уступить. Выполнение некоторых рекомендаций, предложенных в этом докладе, включает меры по ограничению рынка табачных изделий и финансовые изменения, которые Комитет считает полностью оправданными исключительной необходимостью. До сих пор цена в качестве орудия борьбы с курением использовалась недостаточно, и возможности ее использования требуют дальнейших исследований (85), Ряд стран, например Болгария, Норвегия (84), Польша (86), Сингапур, Швеция (87), США (13) и СССР, располагает согласованными программами «курение и здоровье», поддерживаемыми законодательными актами. Комитет считает, что такие программы с модификациями, определяющимися особенностями отдельных стран, могут привести к решительному улучшению и укреплению программ в других странах. Те страны, в которых уже существуют соответствущие организации и приняты необходимые законодательные меры в рамках их социальных систем, могут с большим основанием ожидать ранних результатов. Это должно побудить и другие страны принять меры, столь необходимые для удовлетворения их собственных нужд. Результаты, полученные на сегодняшний день в ряде стран, вполне достаточны, чтобы оправдать надежды на возможность достижения существенных улучшений во всех государствах-чле-нах, чьи правительства готовы принять на себя ответственность за необходимые мероприятия. По мнению Комитета, те страны, в которых вредные для здоровья последствия курения еще не стали полностью очевидными, конечно, сумеют убедиться в этом, если привычка к курению сигарет уже распространилась среди их населения или если она распространится в будущем. Растущая заинтересованность некурящих в обеспечении защиты своего права дышать воздухом, свободным от загрязнения сигаретным дымом, в ряде случаев приводит к установлению ограничений курения в общественных местах. Хотя основная цель таких ограничений — защита некурящих, но они могут иметь и положительный побочный эффект — уменьшение возможности курить для самих курящих и тем самым создание условий для снижения потребления табачных изделий. Хотя считается, что «попытка добиться уменьшения курения сига 31 | рет с помощью накладывания ограничений на людей против их воли обречена на неудачу»®, опыт показывает, что необходимо усилить запрет на курение в общественном транспорте и других местах скопления народа, таких, как магазины, театры и рестораны, чтобы защитить некурящих от вредного воздействия табачного дыма. Далее, если курильщики часто сталкиваются с такими запретами, то это увеличивает вероятность понимания ими того, что их привычка не только создает неудобства, но и не столь непреодолима, как они думали. Результатом всех этих мер могли бы явиться и материальные изменения в жизни многих миллионов мужчин и женщин, хотя Комитет вполне отдает себе отчет в том, что это произойдет нескоро. Тем не менее Комитет полагает, что это может произойти и, раз начавшись, такой процесс мог бы развиваться быстрее, чем ожидают многие, исходя из прошлых разочарований. Такие акции, как дальнейшее осуждение курения Всемирной организацией здравоохранения и Третьей всемирной конференцией по курению и здоровью, могли бы найти гораздо больший, чем до сих пор, отклик среди населения мира, которое в настоящее время в большей степени готово принять авторитетный совет по данному вопросу. 6. РЕКОМЕНДАЦИИПравительствам следует взять на себя ответственность за осуществление своими собственными службами мер по борьбе с курением и за стимулирование неправительственных организаций к проведению аналогичных мер. Эти меры должны включать распространение информации, поддержку мероприятий, призванных помочь людям бросить курить, издание законов, если необходимо дальнейшее усиление борьбы с курением, а также проведение исследований. Приводимые ниже рекомендации представляют собой дальнейшую разработку рекомендаций, содержащихся в докладах, представленных XXIII и XXIV Всемирной ассамблеей здравоохранения и основанных на положениях этих докладов. Естественно, конечно, что разные страны отличаются друг от друга по степени готовности к осуществлению этих рекомендаций. Можно ожидать поэтому, что если одни страны сумеют осуществить описанные ниже мероприятия в ближайшем будущем, то другие пока не смогут сделать этого или смогут осуществить их лишь в ограниченной степени, или сочтут, что тех же целей можно будет достичь несколько иными средствами, более соответствующими традиционным способам решения проблем здравоохранения. “ См. Приложение 1. 32 |