Курение и его влияние на здоровье. Доклад комитета экспертов ВОЗ № 568. Всемирная организация здравоохранения, Женева, 1976

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 92   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92 93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112 

влиянии табака на дыхательную функцию у людей, сравнительно недавно начавших курить.

Нужно помнить, что пренебрежение опасностью имеет свои привлекательные стороны, особенно для мальчиков, живущих в обществе, которое рассматривает это как признак мужественности. Поэтому та просветительная программа, которая не предусматривает ничего, кроме подчеркивания опасности курения сигарет, может дать результаты, обратные желаемым. Упор скорее следовало бы делать на собственную сознательность юноши. Работники здравоохранения должны понять, что санитарное просвещение является не столько способом заставить молодежь делать то, что считают для нее лучшим авторитеты, сколько способом помочь ей выработать способность принимать свои собственные решения, полностью сознавая их последствия. Если удастся заставить молодежь понять, что здоровье— это большое блого и что привычки оказывают на здоровье большое влияние, то она сумеет разобраться в том, оправдывает ли удовольствие, доставляемое вредной для здоровья привычкой, сопряженную с этой привычкой опасность.

В школах воспитание подхода к вопросам курения и здоровья часто поставлено неудовлетворительно. Это может зависеть от недостаточной подготовки учителей, от отсутствия нужных учебных пособий или от отсутствия руководства со стороны органов здравоохранения и близких к ним организаций. В ряде случаев учитель ощущает неуверенность, так как сам является курильщиком.

В немногих школах делались попытки способствовать пониманию опасности курения с помощью такой формы обучения, в которой основной акцент ставился на сознание, интерес, стремление и потребность молодежи разного возраста в своем росте и физическом развитии. Дети узнавали, как построен организм человека, как он работает, что может повредить ему и как на него влияют личные санитарно-гигиенические навыки и факторы домашней, школьной и общественной жизни. Их обучали индивидуально или небольшими группами, и различные стороны предмета освещались достаточно глубоко. Следует приветствовать создание учебных пособий, облегчающих самообучение учащихся; подобно любым другим учебным пособиям, они должны предназначаться для использования различными возрастными группами на различных стадиях курса обучения. Опыт свидетельствует, что такая форма обучения особенно эффективна и способствует развитию способности принимать хорошо обоснованные решения.

Сведения о вреде курения должны сообщаться не только в школе, но всякий раз, когда к этому представится возможность, например во время медицинских обследований, лечения

92

или вакцинации. Особенно важно предусмотреть, чтобы общественные и каникулярные мероприятия, организуемые для детей, не проходили бы в обстановке, способствующей курению.

Для того чтобы меньше молодых людей приобщалось к курению, следует соблюдать два условия. Первое заключается в уменьшении курения взрослыми и степени распространения этой привычки в большинстве общественных кругов. Второе сводится к улучшению методов пропаганды такого образа жизни, который способствует укреплению здоровья.

Распространение данных о вреде курения должно быть частью санитарного просвещения точно так же, как санитарное просвещение должно быть частью общего образования. Поэтому между органами просвещения и здравоохранения должно существовать непрерывное и тесное сотрудничество. В этой связи исключительную важность приобретает работа, проводимая ВОЗ в сотрудничестве с ЮНЕСКО, по оказанию помощи соответствующим органам в систематическом планировании программ школьной гигиены и подготовке учителей в области санитарного просвещения. Необходимо предусмотреть, чтобы важное место в этих программах уделялось таким жизненно важным вопросам, как курение и здоровье.

Наконец, совершенно ясно, что следовало бы лучше использовать существующие методы просвещения для борьбы с курением, и необходимо способствовать проведению текущих исследований по оценке других мероприятий.

Рекомендации

♦ Каждое правительство должно было бы основать и снабдить достаточными средствами и штатами центральный комитет или другую соответствующую организацию, в задачи которой входили бы подготовка, координация и надзор за специальными программами по борьбе с курением сигарет и профилактике курения.

ф В целях обеспечения основы для планирования программ, требующих финансовой поддержки, а позднее для оценки эффективности этих программ необходимо провести исследования для определения размера и характера проблемы и оценить распространенность привычки к курению и позицию, занимаемую по отношению к курению широкими слоями населения и особенно представителями медицинских профессий и преподавателей, а также теми, кто оказывает влияние на формирование общественного мнения.

♦ Необходимо приложить специальные усилия для привлечения к сотрудничеству законодательных органов и обеспечения

93



Hosted by uCoz