Курение и его влияние на здоровье. Доклад комитета экспертов ВОЗ № 568. Всемирная организация здравоохранения, Женева, 1976

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 27   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27 28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112 

о влиянии курения на здоровье в программах многих медицинских институтов и школ для других представителей медико-санитарной профессии. Было признано, что этот вопрос требует принятия неотложных мер соответствующими руководящими органами.

Во-вторых, с точки зрения санитарного просвещения широких слоев населения. Эффективные системы существуют в ряде стран, например в СССР, где имеется много местных центров санитарного просвещения, распространяющих знания среди населения с помощью непрофессионалов, прошедших специальную подготовку для кампаний по борьбе с курением, и в США, где широко используются средства массовой пропаганды. Просвещение населения о влиянии курения на здоровье требует специальных усилий и должно являться составной частью всеобъемлющей программы санитарного просвещения. В предыдущих докладах ВОЗ (см. приложения 1 и 2) обсуждались сложности этой проблемы. Очевидно, что для того, чтобы оказаться эффективным, просвещение о вреде курения для здоровья требует большего, чем интенсивные усилия; оно требует применения достаточно тонких средств, основанных на понимании позиции по отношению к проблеме курения и здоровья среди того населения, на которое направлены меры санитарного просвещения, а также тщательного выбора именно тех из этих средств, которые позволили бы охватить это население соответствующими мероприятиями.

В-третьих, с точки зрения санитарного просвещения детей. Нужные сведения следует излагать детям ясно и доступно и опять-таки как неотъемлемую часть программы санитарного просвещения в школах. Важно, чтобы учителя, родители и представители медико-санитарной профессии подавали детям хороший пример, воздерживаясь от курения. По крайней мере, они не должны курить в присутствии детей. Положение о том, что курение представляет собой образовательную и социальную проблему, имеющую последствия для здоровья, по-видимому еще недостаточно утвердилось. При подготовке учителей этому вопросу следует уделять больше внимания.

Комитет выразил надежду, что просветительные учреждения во всех странах пойдут навстречу этим требованиям. Следует также разработать методы оценки эффективности программ борьбы с курением.

3.3 Законодательные меры для борьбы с курением

Комитет рассмотрел некоторые законодательные меры, принятые во многих странах в поддержку осуществляемых в них программ борьбы с курением (приложение 3). Существуют

27

различные законы, касающиеся ограничений рекламы табачных продуктов, вложения предупреждающих текстов в пачки с сигаретами и в рекламные объявления, запрета курить в некоторых публичных местах и защиты прав некурящих (83, 84). Было отмечено, что некоторые страны в настоящее время изучают вопрос о законодательном контроле за качеством табачных продуктов путем определения предельно допустимых концентраций ряда компонентов дыма, в особенности смолы, никотина и окиси углерода.

Комитет признал полезную роль законодательных мер, когда они являются составной частью кампании по борьбе с курением. Прежде всего необходимо сосредоточить внимание на обеспечении законодательных органов нужной информацией, чтобы быть уверенными в том, что эти органы правильно понимают важность проблем здравоохранения, связанных с курением. Законодательством не следует пользоваться изолированно и не нужно возлагать чрезмерных надежд на его устрашающие и карательные стороны. Упор, скорее, должен делаться на просветительную роль законодательных мер. Чтобы закон оказался эффективным, необходимо тщательное стратегическое планирование с ориентацией на постепенный прогресс без попыток сразу сделать слишком много. Законы, слишком далекие от созвучия с общественным мнением, могут вызвать нежелательные реакции или дискредитировать себя в связи с их несоблюдением. Так, например, конечной целью может являться полное запрещение всех форм прямой рекламы и других видов деятельности, способствующей распространению курения. В некоторых странах это уже достигнуто. Но в других странах попытка предпринять эту меру на первых порах может оказаться невыполнимой или нежелательной. Вначале можно принять некий кодекс рекламной практики с особым упором на исключение из рекламы положений, не соответствующих действительности, восхваляющих привычку к курению или адресованных детям. В качестве следующего шага можно ограничить количество реклам, передаваемых с помощью средств массовой информации, например запретить рекламу табачных изделий по радио и телевидению. И наконец, можно будет достичь конечной цели — полного запрета рекламы. Следует отдавать себе отчет в том, что коммерческие интересы, вероятно, будут противодействовать такому запрету.

Существует растущая уверенность в том, что обложение табачных изделий большим налогом можно с успехом использовать для сдерживания распространения курения среди взрослых, удержания детей от этой привычки и отвода потребителей от наиболее опасных форм и сортов табачных изделий (см. материалы дискуссии в Приложении 2). В качестве примера

28



Hosted by uCoz