Курение и его влияние на здоровье. Доклад комитета экспертов ВОЗ № 568. Всемирная организация здравоохранения, Женева, 1976

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 26   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26 27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112 

Для получения такой информации необходимо проводить ■отдельные перспективные и повторные ретроспективные исследования. Для этой цели крайне желательно, чтобы во всех странах с помощью стандартных методов производились регулярные анализы дыма основных сортов сигарет на его химический состав и публиковались результаты таких анализов. Эти измерения должны также помочь определить опасности, связанные с различием уровней отдельных компонентов дыма. В настоящее время разные методы определения карбоксигемоглобина могут давать разные результаты. В Англии пытаются стандартизовать эти методы на основе принципа Ван-Слайка (82), и если эта попытка окажется удачной, то стандартный метод следовало бы более широко использовать.

3.1.4 Курение трубки и сигар

Курящие трубку и сигары обычно не затягиваются и поэтому подвергают свое здоровье меньшему риску, чем курильщики сигарет, которые, как правило, вдыхают дым. В этой связи в ряде стран предлагалось, чтобы те курильщики сигарет, которые не в состоянии бросить курить, перешли на трубку или сигары. Однако было показано, что некоторые курильщики сигарет, привыкшие затягиваться, продолжают делать это и когда переходят на трубку или сигары. Таким образом, опасность возникновения у них рака легких, ишемической болезни сердца или хронических обструктивных легочных заболеваний не только не уменьшается, но, вероятно, даже возрастает. Поэтому, пока курильщики сигарет продолжают затягиваться, нецелесообразно рекомендовать им переходить на курение трубки или сигар.

3.2 Санитарно-просветительные мероприятия

Хотя существует необходимость дальнейших исследований в области многих аспектов проблемы курения и здоровья (83), Комитет считает, что главные мероприятия в области санитарного просвещения, направленные на борьбу с курением, должны проводиться, не ожидая результатов этих исследований. Улучшение санитарного состояния в последнее столетие, которое является основной причиной оздоровления населения развитых стран, приносило свои плоды еще до того, как были поняты механизмы инфекционных заболеваний, хотя после раскрытия этих механизмов прогресс приобрел гораздо большие темпы.

Комитет рассмотрел проблему санитарного просвещения с трех точек зрения. Во-первых, с точки зрения знаний самих врачей. Комитет отметил недостатки в преподавании сведений

26

о влиянии курения на здоровье в программах многих медицинских институтов и школ для других представителей медико-санитарной профессии. Было признано, что этот вопрос требует принятия неотложных мер соответствующими руководящими органами.

Во-вторых, с точки зрения санитарного просвещения широких слоев населения. Эффективные системы существуют в ряде стран, например в СССР, где имеется много местных центров санитарного просвещения, распространяющих знания среди населения с помощью непрофессионалов, прошедших специальную подготовку для кампаний по борьбе с курением, и в США, где широко используются средства массовой пропаганды. Просвещение населения о влиянии курения на здоровье требует специальных усилий и должно являться составной частью всеобъемлющей программы санитарного просвещения. В предыдущих докладах ВОЗ (см. приложения 1 и 2) обсуждались сложности этой проблемы. Очевидно, что для того, чтобы оказаться эффективным, просвещение о вреде курения для здоровья требует большего, чем интенсивные усилия; оно требует применения достаточно тонких средств, основанных на понимании позиции по отношению к проблеме курения и здоровья среди того населения, на которое направлены меры санитарного просвещения, а также тщательного выбора именно тех из этих средств, которые позволили бы охватить это население соответствующими мероприятиями.

В-третьих, с точки зрения санитарного просвещения детей. Нужные сведения следует излагать детям ясно и доступно и опять-таки как неотъемлемую часть программы санитарного просвещения в школах. Важно, чтобы учителя, родители и представители медико-санитарной профессии подавали детям хороший пример, воздерживаясь от курения. По крайней мере, они не должны курить в присутствии детей. Положение о том, что курение представляет собой образовательную и социальную проблему, имеющую последствия для здоровья, по-видимому еще недостаточно утвердилось. При подготовке учителей этому вопросу следует уделять больше внимания.

Комитет выразил надежду, что просветительные учреждения во всех странах пойдут навстречу этим требованиям. Следует также разработать методы оценки эффективности программ борьбы с курением.

3.3 Законодательные меры для борьбы с курением

Комитет рассмотрел некоторые законодательные меры, принятые во многих странах в поддержку осуществляемых в них программ борьбы с курением (приложение 3). Существуют

27



Hosted by uCoz