Курение и его влияние на здоровье. Доклад комитета экспертов ВОЗ № 568. Всемирная организация здравоохранения, Женева, 1976

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 28   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28 29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112 

различные законы, касающиеся ограничений рекламы табачных продуктов, вложения предупреждающих текстов в пачки с сигаретами и в рекламные объявления, запрета курить в некоторых публичных местах и защиты прав некурящих (83, 84). Было отмечено, что некоторые страны в настоящее время изучают вопрос о законодательном контроле за качеством табачных продуктов путем определения предельно допустимых концентраций ряда компонентов дыма, в особенности смолы, никотина и окиси углерода.

Комитет признал полезную роль законодательных мер, когда они являются составной частью кампании по борьбе с курением. Прежде всего необходимо сосредоточить внимание на обеспечении законодательных органов нужной информацией, чтобы быть уверенными в том, что эти органы правильно понимают важность проблем здравоохранения, связанных с курением. Законодательством не следует пользоваться изолированно и не нужно возлагать чрезмерных надежд на его устрашающие и карательные стороны. Упор, скорее, должен делаться на просветительную роль законодательных мер. Чтобы закон оказался эффективным, необходимо тщательное стратегическое планирование с ориентацией на постепенный прогресс без попыток сразу сделать слишком много. Законы, слишком далекие от созвучия с общественным мнением, могут вызвать нежелательные реакции или дискредитировать себя в связи с их несоблюдением. Так, например, конечной целью может являться полное запрещение всех форм прямой рекламы и других видов деятельности, способствующей распространению курения. В некоторых странах это уже достигнуто. Но в других странах попытка предпринять эту меру на первых порах может оказаться невыполнимой или нежелательной. Вначале можно принять некий кодекс рекламной практики с особым упором на исключение из рекламы положений, не соответствующих действительности, восхваляющих привычку к курению или адресованных детям. В качестве следующего шага можно ограничить количество реклам, передаваемых с помощью средств массовой информации, например запретить рекламу табачных изделий по радио и телевидению. И наконец, можно будет достичь конечной цели — полного запрета рекламы. Следует отдавать себе отчет в том, что коммерческие интересы, вероятно, будут противодействовать такому запрету.

Существует растущая уверенность в том, что обложение табачных изделий большим налогом можно с успехом использовать для сдерживания распространения курения среди взрослых, удержания детей от этой привычки и отвода потребителей от наиболее опасных форм и сортов табачных изделий (см. материалы дискуссии в Приложении 2). В качестве примера

28

можно указать, что в Нью-Йорке успешно функционирует система различных налогов на сигареты в соответствии с содержанием в них смолы и никотина. Так же как и другие законодательные меры, повышение налогов может оказать эффект только в том случае, если население признает вред курения и согласится с тем, что отказ от курения или уменьшение потребления сигарет-—это цель, к которой следует стремиться.

Необходимо предпринять активные меры в области санитарного просвещения, чтобы способствовать одобрению законов, направленных против курения. Как и другие аспекты этой кампании, законодательные мероприятия требуют проведения непрерывной оценки.

4. ИССЛЕДОВАНИЯ

Необходимо проведение дальнейших исследований, направленных на более отчетливое определение детерминант привычек курения: почему люди начинают курить, почему они продолжают курить, почему для некоторых людей трудно отказаться от этой привычки и почему другие, уже бросившие курить, иногда вновь возвращаются к ней. Полезно было бы также яснее представлять себе механизмы, посредством которых различные компоненты табачного дыма оказывают свои патологические эффекты. Больше сведений необходимо получить о влиянии никотина и окиси углерода на человека. В тех случаях, когда развивается зависимость от никотина или других химических веществ, перспектива успешного ее лечения намного улучшилась бы, если бы был точно известен механизм действия этих веществ. Наиболее важными являются более широкие исследования методик санитарного просвещения разных групп населения: цель заключается в разработке более эффективных методов просвещения разных групп населения и изменения их привычек курения. Все эти программы исследований требуют участия представителей многих дисциплин — клинической медицины, эпидемиологии, фармакологии, патологии, а также бихевиористских наук.

Существенной частью любой программы исследования является оценка программ борьбы с курением. Поскольку на отношение к курению влияют очень многие социальные и психологические факторы, равно как и физические эффекты самого курения, процесс оценки требует частой регистрации и анализа привычек курения и знаний о его последствиях, а также об отношении к курению со стороны совершенно различных подгрупп населения. Зная все это, можно предпринимать новые меры борьбы с курением и оценивать их эффективность.

29



Hosted by uCoz