Курение и его влияние на здоровье. Доклад комитета экспертов ВОЗ № 568. Всемирная организация здравоохранения, Женева, 1976

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 67   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67 68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112 

При изучении отличительных черт курильщиков в каждой возрастной группе были обнаружены некоторые постоянные особенности. Прежде всего важным моментом является принадлежность к курящей семье: чаще курят те дети, у которых курят родители или старшие братья и сестры. Другая особенность— низкий уровень развития: курение более распространено среди тех детей, которые хуже справляются со школьными заданиями и ставят себе более легкие цели. Третья постоянная черта заключается в том, что курящие стремятся к общению друг с другом, однако неясно, в какой мере это помогает усвоению привычки курить или укреплению ее: может быть, это просто следствие тяги друг к другу людей с одинаковыми привычками. Наконец, есть указания на то, что для некоторых детей курение является символом самоутверждения и протеста против правил, установленных семьей или обществом. К сожалению, никто не занимался анализом того, каким образом меняется значение этих особенностей по мере того, как ребенок последовательно проходит каждую стадию, становясь регулярным курильщиком.

Имеются также факты, свидетельствующие в пользу того мнения, что для молодого человека курение может иметь символическое значение, обычно в сфере его взаимоотношения с равными себе. Психологические соображения, которыми руководствуются взрослые курильщики, свойственны также и студентам; по-видимому, дети узнают, что курение сигарет усиливает эмоции (например, обостряет чувство удовлетворения), ослабляет также отрицательные эмоции, такие, как тревога, страх или неуверенность, а в дальнейшем становятся ежедневной потребностью, лишенной всяких эмоций. Остается открытым вопрос, наблюдается ли у молодых людей, выкуривающих лишь несколько сигарет в день, состояние, напоминающее психологическую зависимость, которая характерна для взрослых курильщиков.

Другой характерной чертой курящей молодежи является то, что большая часть ее едва ли придает значение какой-либо угрозе здоровью, если она даст себя знать через 30 или 40 лет, в то время как последние данные о росте заболеваемости и нетрудоспособности в результате курения, особенно в связи с непосредственным воздействием курения на организм и ухудшением дыхательных функций у молодых курильщиков, могли бы иметь большее влияние на молодежь.

Серьезные трудности встречают попытки в рамках школы обучить молодежь иному поведению, нежели то, которое широко принято в окружающем мире, где рекламируются сигареты, где курят сверстники и собственные родители. Поэтому школьные программы, посвященные вреду курения для здоровья,

5

67

очень важны, но требуют усовершенствования. Молодым людям нужно предоставить возможность узнавать о последствиях курения при изучении различных дисциплин, в том числе обществоведения, из материалов санитарного просвещения, а также на занятиях по физической подготовке и др.

Так как поведение молодежи формируется не только под влиянием теоретического образования, то личный пример может быть более эффективен, чем всякие наставления; родители и учителя должны воздерживаться от курения. Многие молодые люди находятся под влиянием внешкольных молодежных организаций, поэтому информация об опасных последствиях курения должна поступать и из этих источников, а руководители таких обществ также должны воздерживаться от курения.

Однако следует подчеркнуть, что воспитательная работа среди молодежи, направленная на разъяснение вреда от курения сигарет, не должна проводиться изолированно, сама по себе. Она должна рассматриваться как часть широкой программы обучения, блогодаря которой молодежь сможет глубже понять проблемы личной гигиены. Очевидно, что вопрос о курении является только одним из тех вопросов, которые должен решить человек, устанавливая нормы своего поведения (83). При этом важную роль играют прочно заложенные основы гигиенического воспитания и сознания того, что хорошее здоровье — бесценное блого, что правильное личное поведение — залог хорошего здоровья и что плохое здоровье является следствием не только неудачно сложившихся обстоятельств, но часто собственного бесконтрольного поведения. Санитарное просвещение в школах и университетах играет важную роль в понимании последствий курения для здоровья человека.

Первый этап улучшения санитарного просвещения в школах и высших учебных заведениях — повышение качества подготовки преподавательского состава. Это необходимо сделать как в педогогических институтах, так и на курсах усовершенствования для преподавателей. Учителей, уже закончивших или завершающих свое обучение, необходимо ознакомить с вредным воздействием курения на здоровье человека и проинструктировать в отношении методов разъяснения этого вопроса детям.

Роль работников здравоохранения

Многие врачи в ряде стран перестали курить (84—87, 113, 114). Этому примеру стали следовать студенты-медики. Работники здравоохранения в настоящее время отдают себе полный отчет в том, какую серьезную угрозу здоровью представляет собой курение сигарет, и понимают, что прекращение курения предотвратит многие хронические заболевания. Так как этира-

68



Hosted by uCoz