Курение и его влияние на здоровье. Доклад комитета экспертов ВОЗ № 568. Всемирная организация здравоохранения, Женева, 1976

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 98   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98 99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112 

но включать в практический закон правила, выходящие за рамки тех, которые какая-либо страна могла бы надеяться в настоящее время принять в законодательном порядке. В этой связи в некоторых ответах на вопросники, направленные государствам-членам Американским и Европейским региональными бюро ВОЗ и касающиеся действующих принудительных мер против курения, в первую очередь подчеркивалась необходимость профилактики курения среди молодежи Совершенно очевидно, конечно, что заставить заядлого курильщика отказаться от этой привычки гораздо труднее. Поэтому следовало бы сделать все практически возможное, чтобы предупредить возникновение «зависимости» от сигареты у молодых лиц. Одна из стран сообщила, что к 18 годам курит примерно 40% учащихся (юношей и девушек). Логично поэтому было бы запретить продажу сигарет молодежи или даже запретить им курить.

В действительности же лишь немногие страны ввели запрет на продажу сигарет детям до 16-летнего возраста, как это сделала Болгария в 1963 г. Болгарское законодательство в 1973 г. было изменено таким образом, что в настоящее время продажа табачных изделий запрещена детям и подросткам. Первый запрет на продажу табачных изделий детям был введен в Норвегии еще в 1899 г. По этому закону детям до 15 лет была запрещена продажа любой формы табака, независимо от того, покупался ли он для использования самими детьми или для передачи взрослым. Закон от 1899 г. был отменен постановлением от 9 марта 1973 г.; в пункте 5 этого последнего постановления указывается, что «запрещается продавать или передавать детям до 16-летнего возраста табачные изделия или их имитацию, которая может способствовать использованию первых. В Новой Зеландии 27-й раздел Акта о наказуемых полицией нарушениях от 1927 г. запрещает продажу и снабжение сигаретами, сигарами или табаком любого подростка моложе 15 лет. В этом разделе содержится интересная оговорка, указывающая, что никто не может быть привлечен к ответственности за снабжение табаком, сигарами или сигаретами любого молодого человека, которому имеющий официальные права практикующий врач выдал справку о том, что использование или курение этих изделий оказывает блоготворное влияние на его здоровье. Из других стран, которые ввели запрет на продажу сигарет подросткам, следует упомянуть Корею.

В свете вышеизложенного возникает вопрос о необходимости включения рекомендации о запрещении продажи сигарет молодежи, сколь бы важным это не казалось, в практический кодекс. Хотя теоретически такая мера была бы, конечно, весьма

“ См. сноску на с. 98.

98

желательна, есть основания считать, что она не может быть осуществлена. Практическим препятствием такому запрету служат автоматы по продаже сигарет. В Японии, например, распространенность автоматов по продаже сигарет делает бесполезными существующие положения, направленные против попадания сигарет в руки несовершеннолетних.

Эти предварительные наблюдения показывают, что практический кодекс должен исходить из реального положения дел. Необходимо учитывать возможность осуществления любых рекомендаций, без чего нельзя рассчитывать на получение практических результатов.

Отсутствие законодательства — ограничение сферы действенных мероприятий

В рабочих документах, подготовленных Американским и Европейским региональным бюро ВОЗа в 1970 г., содержится описание существенных особенностей мер, принимаемых в разных странах для борьбы с чрезмерным курением. Ряд законодательных постановлений, касающихся борьбы с курением, был опубликован в International Digest of Health Legislation (Международный сборник санитарного законодательства), и это дополнило информацию, содержащуюся в вышеупомянутых документах и в публикациях Национального центра США по сбору данных о курении и здоровье.

Иначе говоря, современная ситуация такова, что большинство стран до сих пор еще не приняло никаких законодательных мер, а другие ввели законы, касающиеся главным образом рекламирования сигарет. Из 100 стран, в отношении которых ВОЗ располагает сведениями, примерно в 70 отсутствует какое-либо законодательство по этому вопросу, а в остальных 30 приняты законодательные меры, в ряде случаев обязывающие бороться с курением. Более того, ряд стран не только не ввел каких-либо законодательных мер по борьбе с курением, но, наоборот, способствует производству табака. Это особенно касается тех стран, для которых табак является наиболее важным продуктом экспорта и тем самым главным источником дохода. Другие страны воздерживаются от введения ограничительных законов, поскольку цены на табак служат важным источником национального дохода.

а Неопубликованный рабочий документ: Report on measures taken in the Americas to control the advertising of cigarettes, PAHO/WHO, 1970 (CSP 18/12), Control of cigarette smoking, EURO, 1970 (EUR'/RC 20/8). Дальнейшая информация получена в 1971 г. в ответ на новые запросы, направленные ряду стран.



Hosted by uCoz