Курение и его влияние на здоровье. Доклад комитета экспертов ВОЗ № 568. Всемирная организация здравоохранения, Женева, 1976

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 100   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100 101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112 

Меры, касающиеся рекламирования, весьма часто являются результатом согласования с изготовителями сигарет. Так, например, дело обстоит в Швеции, где Национальный совет здравоохранения и социального обеспечения вместе с изготовителями и импортерами табака выработали практический кодекс, касающийся в основном средств рекламы, лиц, на которых рассчитана реклама, и мест, где ее можно использовать. Подобным образом был разработан кодекс и в Англии.

Что касается рекламы в узком смысле слова, то важно подчеркнуть, что действующие запреты в большинстве случаев относятся лишь к ограниченному числу из широкого разнообразия средств слуховой и зрительной рекламы. Наиболее часто речь идет о радио и телевидении, и лишь изредка меры запрета применяют ко всем средствам слуховой и зрительной рекламы без исключения, в том числе к газетам, плакатам, фильмам и т. д. Кроме того, существует множество других скрытых способов популяризации, особенно хитро использующих для этой цели воображение. Один из таких способов, о котором сообщил ряд стран, заключается в том, что популярные «герои», актеры, спортсмены или другие пользующиеся широкой известностью лица нарочито курят на сцене или на экране кино и телевизора. Меры по санитарному просвещению, иногда предусматриваемые законом, зависят обычно от инициативы добровольных организаций, таких, как Красный Крест или противораковые ассоциации.

Действия, предпринимаемые в различных странах против привычки к курению,— это, несомненно, не больше чем лишь начальные усилия решить проблему. Однако в ближайшем будущем можно ожидать увеличения числа стран, вводящих у себя соответствующие законы (или усиливающих существующие законодательные меры). В ряде стран в настоящее время изучается проект законодательных текстов. Однако практический закон, который предстоит сформулировать Генеральному директору, должен учитывать именно ту ситуацию, которая существует на сегодняшний день. Соответственно он должен быть ограничен определенными приемлемыми положениями и не содержать предписаний, считающихся в настоящее время «нереализуемыми».

Препятствия для законодательства — реальное значение действующих мер

Проблемы, возникающие при разработке законов или других постановлений, могут значительно варьировать от страны к стране. Так, страны, в которых выращивается табак или производятся сигареты, если и принимают какие-либо меры, должны

100

делать это с осторожностью, учитывая возможность экономических, социальных и прочих противодействий чрезмерно резким законодательным мероприятиям. Это же справедливо и в отношении некоторых стран, где продажа сигарет составляет важную статью национального дохода. Одна из стран, например, сообщила, что в 1930 г. 8% ее доходов было получено от продажи табака и что в 1969 г. эта статья все еще составляла 4,3%. Что же касается производства сигарет, то одна из стран сообщила о более чем десятикратном увеличении их производства между 1934 и 1969 г.

Это очень важное наблюдение было опубликовано Osborne в Medical Journal of Australia. В статье описан ряд трудностей, препятствующих принятию законодательства. Среди них — трудности, которые испытывают органы здравоохранения в попытке склонить к сотрудничеству руководство других служб, таких, как министерство финансов. Другая проблема — это высокий доход от рекламирования по телевидению и радио. Однако самой большой трудностью остаются закулисные махинации владельцев промышленных предприятий.

Далее, следует сделать ряд оговорок, касающихся интерпретации и реального значения некоторых законодательных правил. Очевидно, что различного рода строгие запреты в области курения часто не имеют прямой связи с проблемой защиты здоровья. Это относится к запретам курения в театрах, кино и на некоторых рабочих местах; единственной целью таких мер, как сообщили многие страны, является исключение риска пожара. Запрещение курения в больницах, медицинских консультациях, центрах здравоохранения или на некоторых рабочих местах хотя и имеет несомненное значение, но должно быть отнесено к той же самой категории; цель в этом случае состоит в том, чтобы избежать неприятных ощущений, доставляемых курильщиком, а не обязательно в том, чтобы обезопасить его здоровье или здоровье людей, находящихся поблизости. В действительности же запрет курения в больницах — редко встречающийся факт. Наоборот, часто можно видеть, как больные и посетители достают сигареты на территории больницы. Продажа сигарет в больницах запрещена лишь в очень незначительном числе стран.

В ряде стран выражаются сомнения в том, что запреты рекламы по радио и телевидению, в газетах и журналах не будут эффективными и оправданными, если эта мера не будет принята большинством стран. В Канаде, например, где провинция Британская Колумбия приняла закон, запрещающий рекламирование сигарет, есть вероятность отмены этого закона, так как он носит дискриминационный характер в отношении средств массовой пропаганды в Британской Колумбии, поскольку другие

101



Hosted by uCoz