Курение и его влияние на здоровье. Доклад комитета экспертов ВОЗ № 568. Всемирная организация здравоохранения, Женева, 1976

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 101   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101 102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112 

делать это с осторожностью, учитывая возможность экономических, социальных и прочих противодействий чрезмерно резким законодательным мероприятиям. Это же справедливо и в отношении некоторых стран, где продажа сигарет составляет важную статью национального дохода. Одна из стран, например, сообщила, что в 1930 г. 8% ее доходов было получено от продажи табака и что в 1969 г. эта статья все еще составляла 4,3%. Что же касается производства сигарет, то одна из стран сообщила о более чем десятикратном увеличении их производства между 1934 и 1969 г.

Это очень важное наблюдение было опубликовано Osborne в Medical Journal of Australia. В статье описан ряд трудностей, препятствующих принятию законодательства. Среди них — трудности, которые испытывают органы здравоохранения в попытке склонить к сотрудничеству руководство других служб, таких, как министерство финансов. Другая проблема — это высокий доход от рекламирования по телевидению и радио. Однако самой большой трудностью остаются закулисные махинации владельцев промышленных предприятий.

Далее, следует сделать ряд оговорок, касающихся интерпретации и реального значения некоторых законодательных правил. Очевидно, что различного рода строгие запреты в области курения часто не имеют прямой связи с проблемой защиты здоровья. Это относится к запретам курения в театрах, кино и на некоторых рабочих местах; единственной целью таких мер, как сообщили многие страны, является исключение риска пожара. Запрещение курения в больницах, медицинских консультациях, центрах здравоохранения или на некоторых рабочих местах хотя и имеет несомненное значение, но должно быть отнесено к той же самой категории; цель в этом случае состоит в том, чтобы избежать неприятных ощущений, доставляемых курильщиком, а не обязательно в том, чтобы обезопасить его здоровье или здоровье людей, находящихся поблизости. В действительности же запрет курения в больницах — редко встречающийся факт. Наоборот, часто можно видеть, как больные и посетители достают сигареты на территории больницы. Продажа сигарет в больницах запрещена лишь в очень незначительном числе стран.

В ряде стран выражаются сомнения в том, что запреты рекламы по радио и телевидению, в газетах и журналах не будут эффективными и оправданными, если эта мера не будет принята большинством стран. В Канаде, например, где провинция Британская Колумбия приняла закон, запрещающий рекламирование сигарет, есть вероятность отмены этого закона, так как он носит дискриминационный характер в отношении средств массовой пропаганды в Британской Колумбии, поскольку другие

101

провинции не последовали ее примеру. Ясно, что, пока существует такое положение, страны, разрешающие рекламирование, будут пользоваться экономическими преимуществами. Таким образом, это является областью, в которой необходимо международное соглашение. Оно особенно необходимо именно сейчас, когда телевизионные передачи достигают разных стран. Другая оговорка, которая должна быть сделана, заключается в том, что в некоторых странах запрещение рекламирования сигарет по радио и телевидению не имеет специфического характера, а распространяется на самом деле на все виды рекламирования.

В Финляндии Постоянная комиссия по курению сделала важное наблюдение, согласно которому законодательные мероприятия, взятые в отдельности, не могут иметь положительного результата, а должны сопровождаться административными и санитарно-просветительными мероприятиями. Одна из стран указала на необходимость дополнительных исследований, призванных оценить эффективность различных мероприятий.

Общая картина мероприятий и законодательных положений на национальном уровне

Реклама

Хотя многие страны отметили отсутствие у себя законов по этому вопросу, в целом ряде стран приняты запреты или ограничения рекламирования, особенно по радио и телевидению. В Аргентине такое рекламирование (равно как и кинематографическая реклама) было запрещено в 1970 г. С этого времени подобные запреты были введены и в других странах. В Перу запрещено рекламирование по радио и телевидению до 9 часов вечера. Любой вид рекламы сигарет должен содержать уведомление об опасности их курения. В Ирландии руководство национальным телевидением постепенно ограничивало рекламирование сигарет по телевидению (полное запрещение вступило в силу

31 марта 1971 г.). В Польше и СССР не проводится никакой рекламы табачных изделий, и это относится ко всем способам рекламирования. В Италии реклама сигарет запрещена с 1962 г. В Бельгии и Норвегии существует общий запрет на радио- и телевизионную рекламу и это, очевидно, относится и к сигаретам. Рекламирование табачных изделий по телевидению запрещено в Швейцарии. В результате добровольного согласия реклама сигарет по радио и телевидению не производится в Новой Зеландии. На Мальте с 1971 г. запрещено рекламирование табачных изделий в кино, по радио и телевидению. В Дании еще с 1963 г. существует соглашение между производителями сигарет и Министерством внутренних дел о добровольном ограничении рекламы в кино и журналах, адресованных пре

102



Hosted by uCoz