1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 | |
интересов и контрабандного провоза спирта через границы, имеюшего место и в наши дни. На конференциях, посвященных сложившейся ситуации в 1920 и 1930 гг., были разработаны подробные предложения относительно практических мер профилактики, организации на всех территориях комитетов по сбору информации о связанных с потреблением алкоголя проблемах и создания координирующего центра, однако ни одно из этих предложений не было осуществлено. Позднее в рамках Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) уделялось внимание региональному контролю за производством спиртных напитков и торговлей ими, однако эта акция не имела целью предупреждение проблем, связанных с потреблением алкоголя. Отмечалось, что экономические соображения, стремление получить твердую валюту и налоговые поступления, а также необходимость учитывать интересы тех групп населения, существование которых связано с производством и продажей спиртных напитков, обусловили экспансионистскую политику, не принимающую в расчет опасность алкоголя для здоровья и благополучия. Политика свободной торговли, проводимая ЕЭС, вносит определенный вклад в расширение торговли спиртными напитками. Кроме того, на членов Сообщества оказывается давление с целью согласования косвенного налога на алкоголь. По-видимому, это опять-таки будет способствовать увеличению его потребления. В некоторых районах мира производство и очистка алкоголя, как уже упоминалось, все больше становится монополией очень небольшого числа крупных фирм, чьи финансовые ресурсы позволяют рисковать капиталом в поисках новых рынков сбыта. Сообщения из многих развивающихся стран касаются создания в последние годы спирто-водочных предприятий, которые в ряде случаев принадлежат интернациональным компаниям. Такие новшества могут приветствоваться, поскольку они обеспечивают повышение занятости и рост дохода. Этот процесс может сопровождаться строительством новых дорог и созданием других средств сообщения для обеспечения более широкого распространения продукции. Понимание того, что быстрое возрастание доступности спиртных напитков может иметь серьезные последствия для здоровья населения и совершенствования общества приходит позднее. Другая опасность, грозяшая государствам, внезапно обогатившимся за счет открытия новых ресурсов, например нефти, заключается в том, что страны-потребители могут оказывать давление на эти государства с целью принятия таких квот товарообмена, которые включают спиртные на питки. По крайней мере, в одной из крупных развивающихся стран именно это привело к значительному увеличению импорта алкоголя в последние годы. 67 | Все упомянутые наблюдения указывают на настоятельную необходимость проведения тщательных исследований, касающихся потребления спиртных напитков. Целью таких исследований должен быть анализ: 1) международных тенденций в производстве и потреблении спиртных напитков; 2) системы сбыта и торговых соглашений: 3) последствий сопутствующих торговле спиртными напитками, для здоровья населения и прогресса данного общества. Ряд регионов yже располагает достаточной информацией, свидетельствующей о необходимости принятия на международном уровне строгих мер, противодействующих торговой активности и торговым интересам, создающим угрозу здоровью целых групп населения. Роль ВОЗ и других международных организаций в этой работе рассматривается в следующих разделах. 7.2 Роль ВОЗ 7.2.1 Недавние резолюции Всемирной ассамблеи здравоохранения Резолюции WHA 28.81 и WHA 32.40, принятые Всемирной ассамблеей здравоохранения в 1975 и 1979 гг. соответственно, отражают международное стремление выполни обязанности, вытекающие из фактов, приведенных в разделе 7.1. В первой из этих резолюций Генеральному директоруВОЗ предлагалось: «1) обратить особое внимание в рамках будущей программы ВОЗ, масштабы и важность проблем индивидуумов, общественного здравоохранения и социальных проблем, связанных с существующим потреблением алкоголя во многих странах мира и широко распространенной тенденцией к повышению уровня потребления; 2) в сотрудничестве с компетентными международными и национальными организациями и органами принять меры по созданию систем сравнимой информации о потреблении алкоголя и другой соответствующейинформации, необходимой для разработки ориентированной на общественное здравоохранение политики в отношении алкоголя; 3) глубоко изучить на основе такой информации, какие меры можно принять, для того чтобы бороться с ростом потребления алкоголя, представляющим опасность для общественного здравоохранения». Резолюция WHA 32.40 предлагала Генеральному директору «укрепить возможности ВОЗ в плане удовлетворения поступающих от правительств запросов о поддержке их усилий в решении проблем, связанных с алкоголем» и «способствовать более широкому межгосударственному сотрудничеству с целью предупреждения и решения проблем, связанных с алкоголем, путем осуществления совместных программ подготовки кадров, изучения существующих форм продажи спиртных напитков и торговых соглашений, разработки международных критериев учета проблем, связанных с алко¬ 68 |