Проблемы, связанные с потреблением алкоголя. Доклад Комитета экспертов ВОЗ. Всемирная организация здравоохранения. Серия технических докладов, № 650. Женева, 1982 г.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 39   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39 40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83 

удовлетворение проистекает из веры в потребление алкоголя как в способ справиться с такими жизненными ситуациями, которые могут казаться невыносимыми, стрессорными или безнадежными.

Учитывая все эти соображения, мероприятия по снижению спроса на алкоголь проводятся в трех основных направлениях. Первое из них заключается в изменении или хотя бы повышении степени понимания природы алкоголя как средства, вызывающего зависимость, токсического вещества и напитка, потребление которого грозит серьезными последствиями для здоровья и отрицательным влиянием на характер поведения и социальные связи. Этот подход базируется на обеспечении общества информацией об алкоголе с тем, чтобы решение о его потреблении могло приниматься во всеоружии широких знаний и обдуманной оценки возможных последствий его потребления и, особенно, неумеренного потребления.

Второе главное направление формирует деятельность, влияющая на отношение к алкоголю, понимание целесообразности и норм адекватного способа его потребления, а также на представление о том, насколько его потребление само по себе совместимо с более важными стремлениями к поддержанию здорового образа жизни. Основной упор в таких мероприятиях делают на санитарное просвещение, а не на информацию, и рекомендации в отношении целесообразности и норм подчеркивают главным образом важность умеренности, исключения чрезмерного потребления, принятия личной ответственности за поведение, сохранение здоровья и контактов с другими людьми.

Третье главное направление включает мероприятия по изменению тех социальных и жизненных условий, которые могут повышать спрос на алкоголь. При этом исходят из того, что тяжелые и неприемлемые жизненные ситуации могут укреплять веру в алкоголь, как это имеет место в ситуациях, когда человек ощущает одиночество, крушение надежд и ограничение своих возможностей. Улучшение таких личных и социальных ситуаций могло бы в конце концов снизить спрос на алкоголь. Часто указывается, что избыточные количества алкоголя потребляют не только в связи с тяжелыми жизненными обстоятельствами, но и на фоне изобилия и праздности. Это говорит о необходимости расширения наших знаний относительно зависимости спроса на алкоголь от условий жизни.

4.3.1 Санитарное просвещение и информация

как подходы к снижению спроса

Задачи и политика. В ряде стран информация и санитарное просвещение в отношении алкоголя и связанных с его потреблением проблем рассматриваются в качестве наиболее

.49

важных средств снижения спроса и, следовательно, профилактики соответствующих проблем. Однако в отсутствие четко определенной политики и координации усилий такие программы дадут, по-видимому, противоречивые результаты. В тех областях, где существует единое мнение относительно политики и задач (например, запреты и полная трезвенность или только снижение уровней потребления и «ответственное пьянство»), могут быть разработаны более действенные программы. Там же, где имеется значительное расхождение мнений (например, меры, направленные на повышение охраны здоровья и благосостояния, вступают в противоречие с торговыми и экономическими интересами), лица, планирующие программы, пытаясь достичь какой-то степени согласия в отношении проводимой политики, сталкиваются с необходимостью участвовать во многих предварительных дискуссиях с представителями различных заинтересованных групп.

Краткосрочные задачи программ информации часто сводятся к повышению осведомленности и, возможно, к изменению общественного мнения. Однако получено много данных о том, что даже при достижении этих целей такие программы не оказывают никакого влияния. Программы, предусматривающие лишь предоставление фактической информации об опасности какого-либо вещества, по-видимому, недостаточны для предупреждения его использования. Действительно, они могут дать даже прямо противоположный эффект, возбуждая повышенный интерес к данному веществу, как это наблюдалось при проведении ряда санитарно-просветительных программ по использованию лекарственных средств. В некоторых странах разрабатывают и испытывают новые программы, долгосрочная цель которых заключается в изменении отношения общества.

Структура и методы. Программы, направленные только на изменение привычек потребления алкоголя, могут давать очень ограниченный результат. В настоящее время накапливается опыт включения информации и санитарного просвещения по проблемам алкоголя в более широкие программы здравоохранения и социально-культурного развития с участием (насколько это возможно) общественности. Таким образом, общее санитарное просвещение рассматривается как удобная структура, в рамках которой следует проводить просветительные программы по проблемам алкоголя. Как указывала Научная группа ВОЗ [11], важной фундаментальной задачей санитарного просвещения является «развитие у людей: 1) чувства ответственности за свое собственное здоровье и за здоровье всего общества и 2) способности конструктивно и целеустремленно участвовать в общественной жизни». Следует полностью использовать специальные технические средства для повышения эффективности средств сообщений



Hosted by uCoz