Проблемы, связанные с потреблением алкоголя. Доклад Комитета экспертов ВОЗ. Всемирная организация здравоохранения. Серия технических докладов, № 650. Женева, 1982 г.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 66   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66 67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83 

нием), а в результате того, что он не получил необходимой поддержки среди населения.

Два элемента, по всей вероятности, имеют особое значение для гарантии возможности осуществления мероприятий в этой области: решение правительства и готовность людей согласиться с ограничением их личной свободы. Уже было показано, что мероприятия, касающиеся потребления алкоголя, требуют сотрудничества многих правительственных организаций, и что, по-видимому, любая попытка снизить его потребление встретит противодействие сильных экономических аргументов. Для того чтобы получили признание аргументы, выдвигаемые с позиций здравоохранения, в таких обстоятельствах требуется политическое решение самого высокого уровня. Точно также, для того, чтобы большинство людей, очень многие из которых не испытывают никаких вредных последствий потребления ими алкоголя, согласились с дальнейшими ограничениями его доступности для себя (за счет повышения стоимости, сокращения часов продажи спиртных напитков или повышения возрастного ценза на их приобретение), требуется программа санитарного просвещения, охватывающая гораздо больший круг лиц и проблем и пользующаяся гораздо большим доверием, чем обычные кампании, направленные на школьников. Хотя ответственность за осуществление таких программ не может быть возложена только на министров здравоохранения, но по всей вероятности, хотя бы на первых порах, именно они должны нести основную ответственность за информацию своих сотрудников по министерству и населения в целом относительно вредных последствий, связанных с чрезмерным потреблением алкоголя.

7. НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ

7.1 Аспекты международного контроля за потреблением алкоголя

Хотя никогда не существовало какой-либо общемировой политики в отношении контроля за потреблением алкоголя, но с этой целью предпринимались некоторые попытки К региональным регламентациям. Например, в конце прошлого столетия несколько европейских держав договорились о принципе ограничения импорта спирта в Африку (Международный Брюссельский Договор 1889 г.). Поставленная цель не была достигнута, несмотря на соглашение, касающееся ввоза спиртных напитков в Африку, подписанное в 1919 во многом из-за столкновения политических и финансовых

66

интересов и контрабандного провоза спирта через границы, имеюшего место и в наши дни. На конференциях, посвященных сложившейся ситуации в 1920 и 1930 гг., были разработаны подробные предложения относительно практических мер профилактики, организации на всех территориях комитетов по сбору информации о связанных с потреблением алкоголя проблемах и создания координирующего центра, однако ни одно из этих предложений не было осуществлено.

Позднее в рамках Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) уделялось внимание региональному контролю за производством спиртных напитков и торговлей ими, однако эта акция не имела целью предупреждение проблем, связанных с потреблением алкоголя. Отмечалось, что экономические соображения, стремление получить твердую валюту и налоговые поступления, а также необходимость учитывать интересы тех групп населения, существование которых связано с производством и продажей спиртных напитков, обусловили экспансионистскую политику, не принимающую в расчет опасность алкоголя для здоровья и благополучия. Политика свободной торговли, проводимая ЕЭС, вносит определенный вклад в расширение торговли спиртными напитками. Кроме того, на членов Сообщества оказывается давление с целью согласования косвенного налога на алкоголь. По-видимому, это опять-таки будет способствовать увеличению его потребления.

В некоторых районах мира производство и очистка алкоголя, как уже упоминалось, все больше становится монополией очень небольшого числа крупных фирм, чьи финансовые ресурсы позволяют рисковать капиталом в поисках новых рынков сбыта. Сообщения из многих развивающихся стран касаются создания в последние годы спирто-водочных предприятий, которые в ряде случаев принадлежат интернациональным компаниям. Такие новшества могут приветствоваться, поскольку они обеспечивают повышение занятости и рост

дохода. Этот процесс может сопровождаться строительством новых дорог и созданием других средств сообщения для обеспечения более широкого распространения продукции. Понимание того, что быстрое возрастание доступности спиртных напитков может иметь серьезные последствия для здоровья населения и совершенствования общества приходит позднее.

Другая опасность, грозяшая государствам, внезапно обогатившимся за счет открытия новых ресурсов, например нефти, заключается в том, что страны-потребители могут оказывать давление на эти государства с целью принятия таких квот товарообмена, которые включают спиртные на питки. По крайней мере, в одной из крупных развивающихся стран именно это привело к значительному увеличению импорта алкоголя в последние годы.

67



Hosted by uCoz