Проблемы, связанные с потреблением алкоголя. Доклад Комитета экспертов ВОЗ. Всемирная организация здравоохранения. Серия технических докладов, № 650. Женева, 1982 г.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 36   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36 37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83 

гольных напитков и торговли ими. Уменьшение объема производства и торговли могло бы рассматриваться в качестве- более привлекательной профилактической меры там, где имеются другие источники дохода и занятости населения и где окончательный ущерб, приносимый возрастанием числа и остроты проблем, связанных с потреблением алкоголя, полностью учитывается правительством.

4.2.2    Контроль распространения

Уменьшение доступности алкоголя путем ограничения времени его продажи, а также числа, видов и мест расположения торговых точек, имеющих разрешение на продажу спиртных напитков, практикуется очень широко. Однако специфическая эффективность этих мероприятий до конца не выяснена как из-за трудности оценки их влияния, так и потому, что большинство соответствующих исследований проводились лишь в небольшом числе стран. Тем не менее имеющиеся данные указывают на то, что изменение времени окончания работы винно-водочных магазинов может оказать значительное влияние на характер потребления спиртных напитков или частоту злоупотребления ими. Получены также данные о возрастании числа проблем, связанных с потреблением алкоголя, там, где его крайне низкая доступность внезапно сменяется высокой в связи с увеличением числа торговых точек. Наконец, есть некоторые данные и о том, что покупатели магазинов самообслуживания приобретают больше спиртных напитков, потребляют их чаще (нередко без повода) и в большем количестве, чем покупатели, обслуживаемые продавцами. Таким образом, становится ясной эффективность контроля за распространением, особенно если ряд соответствующих мер контроля проводится вместе. Конкретное сочетание средств, которое могло бы дать наибольший эффект, вероятно, неодинаково в разных странах.

4.2.3    Контроль ценообразования, приобретения

и стимулирования сбыта

Имеются данные о том, что распространение спиртных напитков, как и других предметов потребления, зависит; от цены, и что контроль ценообразования является, следовательно, важным средством ограничения доступности алкоголя. Изменение цен в рамках политики налогообложения, предупреждающее их снижение относительно средней стоимо-- сти других предметов потребления, является минимально! рекомендацией для страны с высоким уровнем потребления алкоголя, но, естественно, именно повышение реальной стоимости спиртных напитков, а не предупреждение ее снижения,

36

могло бы служить более эффективным средством уменьшения уровня потребления.

В этой области остается ряд неясностей. Обсуждаются вопросы о возможных различиях между лицами, злоупотребляющими алкоголем, и другими людьми с точки зрения эластичности цены1 алкоголя в том аспекте, что возрастание цены наиболее тяжелым бременем ляжет именно на ту часть населения, которая меньше всего способна его вынести; кроме того, значительное повышение цен на алкоголь приведет к росту потребления еще менее приемлемых средств и будет способствовать также незаконному производству и контрабанде алкогольных напитков. Далее, опыт, имеющийся в отношении других широко используемых предметов потребления, говорит о неожиданно низкой степени эластичности, несмотря на существенное повышение цены. С другой стороны, контроль потребления алкоголя путем налогообложения по более высоким ставкам может оказаться политически более приемлемым, чем многие другие меры контроля, так как в большинстве случаев введение более высокой пошлины могло бы повысить государственный доход даже тогда, когда высокие цены ведут к уменьшению уровня потребления. Повышение цен действительно может оказаться эффективным инструментом в политике снижения доступности, по крайней мере в некоторых условиях, а нагрузка, которая при этом ложится на лиц, не относящихся к категории употребляющих большое количество алкоголя, может переноситься легче, если населению будет в доходчивой форме объяснена логическая основа таких мер.

Ограничения, касающиеся продажи алкоголя, особенно лицам определенной возрастной группы, также могут повлиять на потребление, и недавнее снижение в ряде стран возрастной границы, позволяющей приобретать спиртные напитки, привело к увеличению их потребления и росту связанных с этим проблем среди молодежи. Что касается влияния на потребление алкоголя мер стимулирования сбыта посредством рекламы, имеющиеся данные не дают четкой картины. Учитывая огромные финансовые вложения в рекламу и массовость ее аудитории во всем мире, она является, по всей вероятности, исключительно важной областью приложения любых полезных усилий, направленных на профилактику. Реклама спиртных напитков может оказывать серьезное противодействие оздоровительным задачам профилактики связанных с потреблением алкоголя проблем.

1 Говорят, что товару присуща высокая эластичность цены, если спрос на него в значительной степени зависит от ее изменения, т. е. если спрос на него резко возрастает при снижении цены и уменьшается при росте цен. И, наоборот, говорят, что товару не присуща эластичность цены, если спрос на него с изменением цен практически сохраняется на прежнем уровне [4].

6*

37



Hosted by uCoz