1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 | |
химических средств (например, дисульфид углерода, трихлор- этилен) или физических вредностей (шум, локальная вибрация) в комбинации с потреблением алкоголя, по-видимому, увеличивает риск поражения нервной системы. Некоторые промышленные химикалии, такие, как цианамид кальция или трихлорэтилен, могут вызывать дополнительные острые неблагоприятные реакции вследствие взаимодействия их метаболитов с метаболитами алкоголя. Транспорт. Быстрое и повсеместное развитие, автомототранспорта, отражающее желание каждого человека обладать личным средством передвижения, значительно повысило опасность дорожно-транспортных происшествий для водителей, пассажиров и пешеходов. К сожалению, статистические данные о роли алкоголя в дорожно-транспортных происшествиях в разных странах оказываются несопоставимыми. Тем не менее лабораторные и эпидемиологические исследования, обзор которых приведен в недавней публикации [9], свидетельствуют о важной роли алкоголя в дорожно-транспортных происшествиях. Согласно этой публикации, «от трети до половины дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом среди взрослых происходит с участием водителей, в организме которых присутствуют измеримые количества алкоголя и/или наркотических средств». В этой публикации отмечается также, что у «среднего человека» можно выявить определенную степень нарушения реакции при содержании 0,5 г этанола на 1000 г крови; данные указывают, что при уровне алкоголя выше 0,8 г на 1000 г риск вовлечения в дорожно-транспортные происшествия заметно возрастает для большинства пьющих водителей, а при концентрации, превышающей 1 г на 1000 г, он определенно увеличивается уже для всех водителей. Приведены также данные, свидетельствующие о том, что присутствие алкоголя в организме усиливает действие других факторов, определяющих возможность дорожно-транспортного происшествия (темнота, усталость, скорость). Некоторые группы людей подвергаются, по-видимому, особенно высокому риску вовлечения в дорожно-транспортные происшествия, связанные с алкоголем. К ним относятся лица, неопытные как в вождении, так и в потреблении спиртных напитков (например, молодые люди, недавно получившие права на вождение транспортного средства). Вывод ряда исследований заключается в том, что высокий процент или даже большинство связанных с алкоголем дорожно-транспортных катастроф происходит не с теми пьющими водителями, которые лишь время от времени превышают допустимую дозу алкоголя (с превышением уровня его концентрации в крови), а с теми, кто регулярно много пьет. Данные свидетельствуют также о том, что именно мотоциклисты и пешеходы, вслед 5* 29- | за которыми идут водители частных автомобилей, составляют категории лиц, наиболее часто (как в абсолютном, так и в относительном исчислении) ответственных за дорожно-транспортные происшествия, связанные с потреблением алкоголя. Хотя водители средств общественного транспорта, включая пассажирские поезда, корабли и самолеты, по-видимому, подвержены меньшему риску явиться причиной связанных с потреблением алкоголя катастроф, но иногда все же они случаются и влекут за собой травмы большого числа людей. Поэтому нельзя оставлять такие профессиональные группы за пределами профилактических программ. Кроме того, пило! ты личных летательных аппаратов могут создавать большую опасность для других. Комитет отметил недостаточность контроля за потреблением алкоголя такими пилотами. 3.5 Связь с другими проблемами Имеются веские указания на то, что потребление алкоголя и связанные с этим проблемы тем или иным образом сочетаются со злоупотреблением другими веществами. Многие исследования обнаружили, что показатели, коррелирующие с потреблением алкоголя и порожденными этим проблемами, коррелируют также с другими вредными привычками, такими, как курение или использование наркотиков, и что эти привычки могут влиять на потребление алкоголя и остроту соответствующих проблем. Часто, например, имеет место взаимодействие алкоголя и наркотических средств. Проблемы, связанные с потреблением алкоголя, могут сосуществовать с привычками, порождающими другие проблемы, у одного и того же человека. Имеются, например, данные о том, что много и часто пьющие лица с большей вероятностью оказываются курильщиками, наркоманами и испытывающим последствия недоедания, чем мало пьющие или вообще непьющие люди. Эта взаимосвязь служит важным основанием необход] мости вмешательства. Она указывает на потенциальную значимость комбинированного подхода к проблемам, связанны с потреблением алкоголя и других наркотических средств. Точнее говоря, как отмечалось Комитетом экспертов ВОЗ по психогигиене [1], «комбинированный подход в наибольшей степени применим в исследованиях и менее всего примени в мерах по борьбе с этими состояниями; некоторое применение такой подход может иметь в лечении и мероприятиях по сан: тарному просвещению». Указанная взаимосвязь означает также, что для решения различных проблем могут использоваться близкие подходы. Настоящий Комитет считает, что многое можно было бы почерпнуть из опыта программ борьбы с курением, которые .30 |