1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 | |
где в качестве части программы развития предусмотрено создание координирующего центра, первой задачей вполне- могло бы быть формулирование политики или ее проверка с последующим, если это необходимо, изменением существующих позиций. На самом деле в последние годы это уже делается в ряде стран с помощью различных методов. 6.2 Обзор ситуации в области использования алкоголя, проблем, связанных с его потреблением, и отношения к этим проблемам По всей вероятности, политика относительно потребления алкоголя формируется на основании неполной информации и без учета всех необходимых данных, но все больше подчеркивается необходимость подготовить первоначальный обзор ситуации в области потребления алкоголя и связанных с этим проблем среди населения, который мог бы служить фундаментом для выработки и оценки политики и программ. По-видимому, в разных странах виды легко доступной информации неизбежно будут разными, но, по возможности, такая информация должна включать: 1) общенациональные и местные статистические данные о производстве, экспорте, импорте и распространении спиртных напитков; экономическом значении производства и продажи спиртных напитков; масштабе связанных с потреблением алкоголя проблем и их экономическом и социальном влиянии; 2) результаты обзоров и других специальных исследований, более подробно описывающих позицию отдельных лиц и характер их поведения, а также природу и распространенность отдельных проблем, с тем чтобы способствовать пониманию социально-культурных факторов, которые могут иметь значение для определения или изменения позиций, поведения и частоты возникновения проблем; 3) подробные данные, касающиеся проводимой политики и ресурсов для решения этих проблем, а также оценка перспективы и распространения таких проблем и отношения к ним. В некоторых странах уже проводится большая работа в этих направлениях. Одни страны считают полезным использовать в качестве структуры для сбора информации необходимого типа «Очерк ВОЗ по профилю политики и программ профилактики возникновения проблем, связанных с потреблением алкоголя» [7, часть II]. Более широкому сбору информации на уровне как отдельных общин, так и всего государства способствует проект ВОЗ по отношению общества к проблемам, связанным с потреблением алкоголя, для которого разработаны специальные схемы. Проект под названием 59' | «Международное изучение опыта борьбы с алкоголизмом» проводимый в сотрудничестве с Европейским региональным бюро ВОЗ, обеспечил сбор и детальный анализ обширной информации, касающейся потребления алкоголя, связанных с этим проблем и мероприятий в 7 странах. Руководство в отношении сбора данных осуществляют главным образом страны, располагающие развитыми системами статистической и иной информации. Страны, приступающие к проведению таких мер, прежде всего должны решить, как будет протекать процесс обзора по инициативе ли парламента, под руководством конкретного правительственного учреждения или в качестве межучрежденческого мероприятия. Инициаторами этого процесса могут быть представители медицинской профессии или других за интересованных профессиональных групп; он может быть также результатом добровольной акции. Независимо от фор мального положения и происхождения обзора, он должен отражать не только традиционные узкомедицинские интересы или чьи-либо другие профессиональные интересы в отдельности, но и гораздо более широкую заинтересованность. Значение такого обзора заключается не только в том, что oн позволяет получить объективный продукт в виде конечных выводов, но и в том, что вследствие объединения опыта всех, участвующих в решении задачи, он создает основу общих представлений и действий, а также новых знаний. Статус группы, проводящей обзор, должен предусматривать немедленное представление ее доклада в соответствующий правительственный орган и, вероятно, во многие другие учреждения, участвующие в принятии практических решений с тем чтобы гарантировать безотлагательное внимание к преставленным ею рекомендациям. 6.3 Всесторонний подход к проблемам, связанным с потреблением алкоголя В этом докладе уже говорилось о том, что алкоголизм (или синдром алкогольной зависимости), хотя и весьма распространен и является предметом серьезного беспокойства, составляет всего лишь небольшую часть всей гаммы проблем, связанных с потреблением алкоголя. Комитет подчеркнул необходимость создания всеобъемлющих программ, имеющих дело с множеством таких проблем в их различной взаимосвязи, проблем, перечень лишь малой доли которых включает преступность, транспортный травматизм, недостаточность питания, цирроз печени и сердечно-сосудистые заболевания. Такие программы должны быть всеобъемлющими и в том смысле, что они предусматривают решение проблем на всех необходимых уровнях. Мероприятия, направленные на реше¬ 60 |