1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 | |
Хотя рабочее место потенциально и представляется весьма важным участком для решения проблем, связанных с потреблением алкоголя, и их профилактики, но здесь необходимо проявлять осторожность. Существует тенденция превращения таких программ в неоправданную «погоню за лечением», особенно если предусматривается обязательное участие в них. Навешивание постоянного ярлыка на человека, испытывающего временные трудности, может лишь увеличить, а не уменьшить их. Противоалкогольные программы на промышленных предприятиях проводились главным образом в развитых странах, и нет уверенности в том, что они окажутся столь же применимыми для развивающихся стран, где они могут ложиться дополнительной нагрузкой на и без того перегруженные службы здравоохранения. Далее, в силу существования социально-культурных различий между странами некоторые подходы и методики, лежащие в основе современных программ, могут и не быть повсеместно применимыми или эффективными. 6. РАЗРАБОТКА ПОЛИТИКИ И ПРОГРАММ, КАСАЮЩИХСЯ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С ПОТРЕБЛЕНИЕМ АЛКОГОЛЯ6.1 Альтернативные направления политики Изучение местных и национальных позиций относительна доступности алкоголя и связанных с его потреблением проблем обнаруживает значительные различия между странами и в разные промежутки времени. На одном конце шкалы находится явное стимулирование производства и потребления спиртных напитков в целях повышения государственного дохода, обеспечения занятости населения или иногда просто для поддержания частной инициативы. В таких обстоятельствах возможным вредным последствиям роста потребления алкоголя для здоровья, благосостояния и социального положения придается, по-видимому, небольшое значение; кроме того, здесь может иметь место столкновение интересов, когда стимулирование потребления алкоголя сопровождается возрастанием расходов на здравоохранение, социальное обеспечение и службы охраны порядка, т. е. сфер, сталкивающихся с проблемами, связанными с потреблением алкоголя. На другом конце шкалы находится политика строгого запрещения алкоголя, осуществляемая с помощью законодательных мер или религиозных предписаний. Большинство разновидностей политических направлений лежит, однако, между этими двумя крайностями; может также иметь место ситуация, когда 57 | не ощущается необходимость какой-либо политики относительно алкоголя. В некоторых районах мира и в разные времена запрет, несомненно, оказывается успешным подходом для сведения связанных с потреблением алкоголя проблем на низкий ypoвень; эта политика была особенно действенной там, где она получала широкую поддержку. Однако лица, принимающий решения, должны учитывать, что в большинстве районов усилия, направленные на полное запрещение алкоголя, с течением времени оказывались безуспешными. Иногда это происходило из-за роста случаев нарушений закона, связанного, очевидно, с нелегальной торговлей спиртными напитками, но чаще в связи с изменением точки зрения, обусловленным требованием предоставить человеку право самому принимать решения относительно потребления алкоголя, а также давлением, оказываемым местным производством и международной торговлей. Там, где отрицательное отношение к потреблению алкоголя носит давний исторический характер, например в Индии и мусульманских общинах, продолжение политики запрещения спиртных напитков может быть вполне оправданным. Индия является одной из немногих стран, в которых политика относительно потребления алкоголя четко сформулирована на самом высоком уровне; действительно, Конституция Индии гласит, что государство рассматривает повышение уровня питания и жизненного стандарта своих подданных; а также улучшение общественного здравоохранения в качестве одной из своих главных обязанностей и, в частности, государство стремится к запрещению потребления токсичных напитков и вредных для здоровья препаратов не в медицинских целях. Современная политика ряда стран, пусть даже и не обязательно четко сформулированная, заключается, по-видимому, в том, чтобы сделать спиртные напитки доступными для удовлетворения «законных» потребностей населения, но ввести ограничения с целью снижения любых возможных вредных влияний потребления алкоголя. В некоторых районах такая политика сочетается с проведением программ санитарного просвещения и обучения, которые имеют своей задачей вооружить людей знаниями, чтобы помочь им принять правильное решение относительно их привычки пить и способствовать ответственному отношению руководителей и лиц, принимающих решения, к мерам борьбы. Учитывая рост потребления алкоголя во всем мире, Комитет считает, что правительства должны обеспечить точную формулировку положений своей политики в отношении доступности алкоголя, а также профилактики проблем, связанных с его потреблением, и преодоления этих проблем. Там 58 |