Проблемы, связанные с потреблением алкоголя. Доклад Комитета экспертов ВОЗ. Всемирная организация здравоохранения. Серия технических докладов, № 650. Женева, 1982 г.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 34   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34 35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83 

мому, сопровождаться уменьшением числа лиц, злоупотребляющих алкоголем. Имеются некоторые разногласия по вопросу о том, действительно ли меры, направленные на снижение уровня потребления алкоголя населением, в целом помогут повлиять на его потребление «тяжелыми» пьяницами, а также о том, не следует ли вместо этого ориентировать ограничение доступности специально на группы лиц, злоупотребляющих алкоголем. Существуют также противоречия и в вопросе о том, не приведет ли снижение потребляемого алкоголя к уменьшению только некоторых показателей тяжести связанных с -ним проблем, а именно имеющих медико- биологический характер, например развитие цирроза печени, а не тех проблем, которые в большей мере являются по своей природе психосоциальными и имеют большее распространение, например уголовные преступления или распад семей, Несмотря на существующие в этих отношениях неясности, по-видимому, имеется достаточно данных, согласно которым снижение общего потребления алкоголя может оказать благотворное влияние, даже если приведет только к уменьшении числа новых случаев тяжелого пьянства; кроме того, усилия, направленные на снижение общего потребления, несомненно, дополняют мероприятия по уменьшению уровня индивидуального потребления или уровня потребления алкоголя определенными группами населения. Одним из преимуществ концентрации внимания на мерах, направленных на регулирование общего потребления, является, конечно, возможность их осуществления с помощью правительственных акций законодательного, административного или финансового характера.

Различные меры контроля, которые применялись ранее и были направлены на ограничение доступности спиртных напитков для населения, подразделяются на три главных группы: контроль над производством и торговлей, контроль над распространением и контроль над ценами, сбытом и рекламой.

Хотя и предпринимались попытки оценить значение таких мер, но определенные выводы отсутствуют, поскольку изменения мер контроля обычно происходят постепенно, одновременно могут быть приняты несколько изменений и, кроме того, подчас трудно определить роль других факторов. Тем не менее современные данные убедительно свидетельствуют о том, что меры контроля являются в руках правительства наиболее эффективным средством воздействия на уровен потребления алкоголя населением и уменьшения остроты многих проблем, связанных с его потреблением.

Современная ситуация создает значительные политические затруднения для большинства стран, в которых потребление спиртных напитков получило широкое распространение. Вряд ли можно сомневаться в политической непопулярности 34

любой серьезной попытки снизить потребление алкоголя вo многих странах, если только ей не будет предшествовать широкая просветительная кампания или она не будет хотя бы сопровождаться такой деятельностью, в рамках которой получит разъяснение целесообразность проводимых мероприятий. Алкоголь приносит удовольствие столь большому числу людей и в столь разнообразных ситуациях, ему отводится немаловажная роль в столь многих каждодневных событиях и празднествах, что принятие ограничительных законов в лучшем случае вызвало бы негодование, а в худшем — привело бы к их игнорированию. Далее, большинство стран ввело специальное и нередко высокое налогообложение на спиртные напитки и любое уменьшение этого источника могло бы иметь серьезные экономические последствия, несмотря на тот факт, что общий размер такого дохода почти наверняка меньше, нежели затраты на медицинское обслуживание и потери от непроизводительного труда в промышленности, связанные с потреблением алкоголя. Во многих странах, кроме того, значительная доля общей численности рабочей силы (в некоторых случаях до 10%) обеспечивает себе возможность существования за счет производства, транспортировки или продажи спиртных напитков, и любое уменьшение производства спиртных напитков или спроса на них могло бы привести к серьезной безработице в районах, лишенных других видов производства. Наконец, даже в том случае, если правительство имеет политическую возможность предпринять те шаги, которые оно считает необходимыми, оно может воздерживаться от них из-за международных соглашений, направленных на развитие торговли и препятствующих принятию специальных тарифов. На каждом уровне плани: рования следует сопоставлять эти препятствия с ожидаемыми от политики контроля в области потребления алкоголя выгодами для здоровья, благополучия и экономического развития.

4.2.1 Контроль над производством и торговлей

Как уже упоминалось выше, увеличение продукции, обусловленное расширением рынков и международной торговли, рост индустриализации производства напитков и тенденция к экономической концентрации этой индустрии сопровождаются возрастанием потребления и добавлением новых видов напитков к традиционному характеру использования алкоголя. Ограничения производства и торговли могли бы служить важным средством снижения доступности алкоголя, если бы этому не противодействовали соображения дохода, получаемого от продажи спиртных напитков, а также значение их производства для занятости населения в стране; ука- занные факторы препятствуют обузданию производства алко¬

6—517

35



Hosted by uCoz