1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 | |
не ощущается необходимость какой-либо политики относительно алкоголя. В некоторых районах мира и в разные времена запрет, несомненно, оказывается успешным подходом для сведения связанных с потреблением алкоголя проблем на низкий ypoвень; эта политика была особенно действенной там, где она получала широкую поддержку. Однако лица, принимающий решения, должны учитывать, что в большинстве районов усилия, направленные на полное запрещение алкоголя, с течением времени оказывались безуспешными. Иногда это происходило из-за роста случаев нарушений закона, связанного, очевидно, с нелегальной торговлей спиртными напитками, но чаще в связи с изменением точки зрения, обусловленным требованием предоставить человеку право самому принимать решения относительно потребления алкоголя, а также давлением, оказываемым местным производством и международной торговлей. Там, где отрицательное отношение к потреблению алкоголя носит давний исторический характер, например в Индии и мусульманских общинах, продолжение политики запрещения спиртных напитков может быть вполне оправданным. Индия является одной из немногих стран, в которых политика относительно потребления алкоголя четко сформулирована на самом высоком уровне; действительно, Конституция Индии гласит, что государство рассматривает повышение уровня питания и жизненного стандарта своих подданных; а также улучшение общественного здравоохранения в качестве одной из своих главных обязанностей и, в частности, государство стремится к запрещению потребления токсичных напитков и вредных для здоровья препаратов не в медицинских целях. Современная политика ряда стран, пусть даже и не обязательно четко сформулированная, заключается, по-видимому, в том, чтобы сделать спиртные напитки доступными для удовлетворения «законных» потребностей населения, но ввести ограничения с целью снижения любых возможных вредных влияний потребления алкоголя. В некоторых районах такая политика сочетается с проведением программ санитарного просвещения и обучения, которые имеют своей задачей вооружить людей знаниями, чтобы помочь им принять правильное решение относительно их привычки пить и способствовать ответственному отношению руководителей и лиц, принимающих решения, к мерам борьбы. Учитывая рост потребления алкоголя во всем мире, Комитет считает, что правительства должны обеспечить точную формулировку положений своей политики в отношении доступности алкоголя, а также профилактики проблем, связанных с его потреблением, и преодоления этих проблем. Там 58 | где в качестве части программы развития предусмотрено создание координирующего центра, первой задачей вполне- могло бы быть формулирование политики или ее проверка с последующим, если это необходимо, изменением существующих позиций. На самом деле в последние годы это уже делается в ряде стран с помощью различных методов. 6.2 Обзор ситуации в области использования алкоголя, проблем, связанных с его потреблением, и отношения к этим проблемам По всей вероятности, политика относительно потребления алкоголя формируется на основании неполной информации и без учета всех необходимых данных, но все больше подчеркивается необходимость подготовить первоначальный обзор ситуации в области потребления алкоголя и связанных с этим проблем среди населения, который мог бы служить фундаментом для выработки и оценки политики и программ. По-видимому, в разных странах виды легко доступной информации неизбежно будут разными, но, по возможности, такая информация должна включать: 1) общенациональные и местные статистические данные о производстве, экспорте, импорте и распространении спиртных напитков; экономическом значении производства и продажи спиртных напитков; масштабе связанных с потреблением алкоголя проблем и их экономическом и социальном влиянии; 2) результаты обзоров и других специальных исследований, более подробно описывающих позицию отдельных лиц и характер их поведения, а также природу и распространенность отдельных проблем, с тем чтобы способствовать пониманию социально-культурных факторов, которые могут иметь значение для определения или изменения позиций, поведения и частоты возникновения проблем; 3) подробные данные, касающиеся проводимой политики и ресурсов для решения этих проблем, а также оценка перспективы и распространения таких проблем и отношения к ним. В некоторых странах уже проводится большая работа в этих направлениях. Одни страны считают полезным использовать в качестве структуры для сбора информации необходимого типа «Очерк ВОЗ по профилю политики и программ профилактики возникновения проблем, связанных с потреблением алкоголя» [7, часть II]. Более широкому сбору информации на уровне как отдельных общин, так и всего государства способствует проект ВОЗ по отношению общества к проблемам, связанным с потреблением алкоголя, для которого разработаны специальные схемы. Проект под названием 59' |