Проблемы, связанные с потреблением алкоголя. Доклад Комитета экспертов ВОЗ. Всемирная организация здравоохранения. Серия технических докладов, № 650. Женева, 1982 г.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 65   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65 66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83 

вия. Если только это служит причиной повсеместной доступ- ности алкоголя, то его потребление будет, по всей вероятности, продолжаться. По мере неуклонного замещения традиционных способов изготовления и перегонки алкогольных напитков коммерческими процессами, которые все более становятся монополией очень небольшого числа крупных фирм, снабжение алкоголем и спрос на него достигли громадных размеров. Лица, намеревающиеся учредить меры, направленные на изменение характера потребления алкоголя населением, должны правильно оценивать силы, которые будут им противостоять, а именно широко распространенное терпимое отношение к пьянству и коммерческие интересы обширных и влиятельных кругов.

Важно, чтобы лица, соглашающиеся с политикой ограничительных мероприятий, уяснили себе степень их оправданности. По-видимому, это является особенно важным требованием при создании планов снижения уровня потребления алкоголя не только лицами, страдающими от вредных последствий своего пьянства, но и теми, чье пьянство не создает никаких проблем. Соответствующие рекомендации уменьшить, уровень потребления алкоголя скорее всего будут рассматриваться как неоправданные и вызовут сопротивление тех лиц, которые увидят в них покушение на личное право выбора, особенно если они не усматривают существования какой-либо связи между их собственным умеренным потреблением алкоголя и неумеренным пьянством немногих людей.

Меры, направленные на уменьшение потребления алкоголя, могут вызывать сопротивление еще и потому, что они грозят снижением дохода от налогообложения и торговли. Финансовые преимущества таких мер трудно продемонстрировать в странах, которые получают значительный доход от продажи и экспорта спиртных напитков, и в которых Iсоответствующий экономический ущерб от связанных с потреблением алкоголя проблем либо недостаточно документирован, либо вообще не осознается из-за отсутствия доказательств того, что потери как в доходах, так и в рабочей силе превышают выгоды от торговых налогов (в результате перераспределения средств, ранее тратившихся на алкоголь) и производства спиртных напитков.

Комитет отдает себе отчет в том, что рекомендуемые им меры будут успешными только в том случае, если они получат поддержку со стороны широких кругов населения, а также соответствующих руководящих органов. Опыт с запрещением производства и продажи спиртных напитков в США оказался неудачным не потому, что он был лишен известной логики (лица, не имеющие возможности потреблять алкоголь, вряд ли могли бы испытывать проблемы, связанные с его потребле¬

65

нием), а в результате того, что он не получил необходимой поддержки среди населения.

Два элемента, по всей вероятности, имеют особое значение для гарантии возможности осуществления мероприятий в этой области: решение правительства и готовность людей согласиться с ограничением их личной свободы. Уже было показано, что мероприятия, касающиеся потребления алкоголя, требуют сотрудничества многих правительственных организаций, и что, по-видимому, любая попытка снизить его потребление встретит противодействие сильных экономических аргументов. Для того чтобы получили признание аргументы, выдвигаемые с позиций здравоохранения, в таких обстоятельствах требуется политическое решение самого высокого уровня. Точно также, для того, чтобы большинство людей, очень многие из которых не испытывают никаких вредных последствий потребления ими алкоголя, согласились с дальнейшими ограничениями его доступности для себя (за счет повышения стоимости, сокращения часов продажи спиртных напитков или повышения возрастного ценза на их приобретение), требуется программа санитарного просвещения, охватывающая гораздо больший круг лиц и проблем и пользующаяся гораздо большим доверием, чем обычные кампании, направленные на школьников. Хотя ответственность за осуществление таких программ не может быть возложена только на министров здравоохранения, но по всей вероятности, хотя бы на первых порах, именно они должны нести основную ответственность за информацию своих сотрудников по министерству и населения в целом относительно вредных последствий, связанных с чрезмерным потреблением алкоголя.

7. НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ

7.1 Аспекты международного контроля за потреблением алкоголя

Хотя никогда не существовало какой-либо общемировой политики в отношении контроля за потреблением алкоголя, но с этой целью предпринимались некоторые попытки К региональным регламентациям. Например, в конце прошлого столетия несколько европейских держав договорились о принципе ограничения импорта спирта в Африку (Международный Брюссельский Договор 1889 г.). Поставленная цель не была достигнута, несмотря на соглашение, касающееся ввоза спиртных напитков в Африку, подписанное в 1919 во многом из-за столкновения политических и финансовых

66



Hosted by uCoz