1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 | |
4.1.2 Основные подходы Несмотря на огромное разнообразие видов деятельности, которые могли бы быть объединены заголовком «профилактика», почти все они могут соответствовать двум главным подходам к решению проблем, связанных с потреблением алкоголя, а именно ограничению доступности алкоголя и уменьшению спроса на алкоголь. Первый подход включает мероприятия по ограничению производства и продажи спиртных напитков, разработке способов регулирования их стоимости и введению ограничений в отношении времени и места их приобретения и употребления, а также в отношении лиц, которым они отпускаются. Уменьшение спроса на алкоголь требует доступной информации о вредном его влиянии на здоровье, пропаганды норм и моральных ценностей, сдерживающих социально безответственное поведение, и обеспечения возможности активного отдыха без потребления алкоголя, а также оздоровления общей социальной среды, которая может способствовать избыточному потреблению алкоголя. Имеются данные, согласно которым профилактические мероприятия, относящиеся к обоим основным подходам, являются эффективными в плане уменьшения потребления алкоголя и перестройки неадекватного характера его потребления в определенных условиях, среди определенных групп и в течение определенных исторических периодов. Так как оба вида мероприятий усиливают друг друга, поскольку они совмести мы, а их одновременная реализация вполне могла бы дать синергичный результат, представляется целесообразным по возможности осуществлять оба подхода вместе. 4.2 Ограничение доступности алкоголяОсновная предпосылка данного подхода к профилактике проблем, связанных с потреблением алкоголя, заключается в том, что ограничение доступности алкоголя, т. е. уменьшение его количества, доступного для целых популяций, групп или отдельных лиц, должно непосредственно сказаться на потребляемом количестве его, что в свою очередь окажет косвенное влияние на частоту и распространенность связанных с потреблением алкоголя проблем. Наиболее очевидным стимулом для принятия мер в этом направлении являются данные о наличии корреляции между происходящем в последние десятилетия в разных районах мира увеличении среднего уровня потребления алкоголя и ростом в тот же период разнообразных проблем, связанных с его потреблением. Одним из оснований позиции, требующей уменьшения доступности алкоголя, является то, что снижение общего потребления всех видов спиртных напитков должно, по-види- 33 | мому, сопровождаться уменьшением числа лиц, злоупотребляющих алкоголем. Имеются некоторые разногласия по вопросу о том, действительно ли меры, направленные на снижение уровня потребления алкоголя населением, в целом помогут повлиять на его потребление «тяжелыми» пьяницами, а также о том, не следует ли вместо этого ориентировать ограничение доступности специально на группы лиц, злоупотребляющих алкоголем. Существуют также противоречия и в вопросе о том, не приведет ли снижение потребляемого алкоголя к уменьшению только некоторых показателей тяжести связанных с -ним проблем, а именно имеющих медико- биологический характер, например развитие цирроза печени, а не тех проблем, которые в большей мере являются по своей природе психосоциальными и имеют большее распространение, например уголовные преступления или распад семей, Несмотря на существующие в этих отношениях неясности, по-видимому, имеется достаточно данных, согласно которым снижение общего потребления алкоголя может оказать благотворное влияние, даже если приведет только к уменьшении числа новых случаев тяжелого пьянства; кроме того, усилия, направленные на снижение общего потребления, несомненно, дополняют мероприятия по уменьшению уровня индивидуального потребления или уровня потребления алкоголя определенными группами населения. Одним из преимуществ концентрации внимания на мерах, направленных на регулирование общего потребления, является, конечно, возможность их осуществления с помощью правительственных акций законодательного, административного или финансового характера. Различные меры контроля, которые применялись ранее и были направлены на ограничение доступности спиртных напитков для населения, подразделяются на три главных группы: контроль над производством и торговлей, контроль над распространением и контроль над ценами, сбытом и рекламой. Хотя и предпринимались попытки оценить значение таких мер, но определенные выводы отсутствуют, поскольку изменения мер контроля обычно происходят постепенно, одновременно могут быть приняты несколько изменений и, кроме того, подчас трудно определить роль других факторов. Тем не менее современные данные убедительно свидетельствуют о том, что меры контроля являются в руках правительства наиболее эффективным средством воздействия на уровен потребления алкоголя населением и уменьшения остроты многих проблем, связанных с его потреблением. Современная ситуация создает значительные политические затруднения для большинства стран, в которых потребление спиртных напитков получило широкое распространение. Вряд ли можно сомневаться в политической непопулярности 34 |