Проблемы, связанные с потреблением алкоголя. Доклад Комитета экспертов ВОЗ. Всемирная организация здравоохранения. Серия технических докладов, № 650. Женева, 1982 г.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 40   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40 41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83 

важных средств снижения спроса и, следовательно, профилактики соответствующих проблем. Однако в отсутствие четко определенной политики и координации усилий такие программы дадут, по-видимому, противоречивые результаты. В тех областях, где существует единое мнение относительно политики и задач (например, запреты и полная трезвенность или только снижение уровней потребления и «ответственное пьянство»), могут быть разработаны более действенные программы. Там же, где имеется значительное расхождение мнений (например, меры, направленные на повышение охраны здоровья и благосостояния, вступают в противоречие с торговыми и экономическими интересами), лица, планирующие программы, пытаясь достичь какой-то степени согласия в отношении проводимой политики, сталкиваются с необходимостью участвовать во многих предварительных дискуссиях с представителями различных заинтересованных групп.

Краткосрочные задачи программ информации часто сводятся к повышению осведомленности и, возможно, к изменению общественного мнения. Однако получено много данных о том, что даже при достижении этих целей такие программы не оказывают никакого влияния. Программы, предусматривающие лишь предоставление фактической информации об опасности какого-либо вещества, по-видимому, недостаточны для предупреждения его использования. Действительно, они могут дать даже прямо противоположный эффект, возбуждая повышенный интерес к данному веществу, как это наблюдалось при проведении ряда санитарно-просветительных программ по использованию лекарственных средств. В некоторых странах разрабатывают и испытывают новые программы, долгосрочная цель которых заключается в изменении отношения общества.

Структура и методы. Программы, направленные только на изменение привычек потребления алкоголя, могут давать очень ограниченный результат. В настоящее время накапливается опыт включения информации и санитарного просвещения по проблемам алкоголя в более широкие программы здравоохранения и социально-культурного развития с участием (насколько это возможно) общественности. Таким образом, общее санитарное просвещение рассматривается как удобная структура, в рамках которой следует проводить просветительные программы по проблемам алкоголя. Как указывала Научная группа ВОЗ [11], важной фундаментальной задачей санитарного просвещения является «развитие у людей: 1) чувства ответственности за свое собственное здоровье и за здоровье всего общества и 2) способности конструктивно и целеустремленно участвовать в общественной жизни». Следует полностью использовать специальные технические средства для повышения эффективности средств сообщений

и передачи информации, равно как и для стимуляции сдвигов в общественном мнении и поведении.

Опыт говорит о том, что программы информации и санитарного просвещения по вопросам, связанным с потреблением алкоголя, должны основываться на тщательно проверенных данных о социально-культурных и экономических особенностях тех групп населения, на которые направлены эти программы, о доступности спиртных напитков, о существующих в настоящее время формах их потребления и связанных с этим проблемах, об отношении к пьянству и порождаемых им -проблемам и о возможном сопротивлении попыткам изменить формы потребления алкоголя (связанном, например, с давлением со стороны других групп или несовпадающими государственными интересами). Программы, начатые как экспериментальные, с ограниченными задачами и направленные на конкретную группу населения, на разных стадиях своего осуществления могут подвергаться оценке, а получаемые при этом данные использоваться для совершенствования проводимых мероприятий. Участие населения в таких программах, вероятно, будет иметь существенное значение для их эффективности.

Оценка. Попытки оценить влияние санитарно-просветительных программ осложняются разнообразием социальных и культурных факторов, одновременно с ними изменяющих показатели потребления алкоголя и остроты связанных с этим проблем. Снижение уровня потребления алкоголя отчасти может быть результатом просветительной кампании, но в действительности определяющим фактором может явиться одновременное повышение стоимости спиртных напитков по отношению к доходу. Следует учитывать как продолжительность периода, необходимого для проявления эффекта, так и затухание эффекта со временем. Например, при попытке оценить эффективность программы санитарного просвещения школьников отдаленное влияние на привычные формы потребления алкоголя является гораздо более важным показателем, нежели легко регистрируемое немедленное влияние на осознание значения проблем, связанных с потреблением алкоголя. Влияние интенсивной просветительной кампании на предотвращение связанного с пьянством дорожно- транспортного травматизма может проявляться достаточно быстро, однако через несколько лет показатель транспортного травматизма может достичь прежнего уровня или даже превысить его. Это указывает на необходимость частого возобновления соответствующих мероприятий. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что попытки научной оценки влияния только одних программ информации и санитарного просвещения в большинстве стран мало реальны. Тем не менее з-высшей степени желательны непрерывные попытки сопоста¬



Hosted by uCoz