1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 | |
любой серьезной попытки снизить потребление алкоголя вo многих странах, если только ей не будет предшествовать широкая просветительная кампания или она не будет хотя бы сопровождаться такой деятельностью, в рамках которой получит разъяснение целесообразность проводимых мероприятий. Алкоголь приносит удовольствие столь большому числу людей и в столь разнообразных ситуациях, ему отводится немаловажная роль в столь многих каждодневных событиях и празднествах, что принятие ограничительных законов в лучшем случае вызвало бы негодование, а в худшем — привело бы к их игнорированию. Далее, большинство стран ввело специальное и нередко высокое налогообложение на спиртные напитки и любое уменьшение этого источника могло бы иметь серьезные экономические последствия, несмотря на тот факт, что общий размер такого дохода почти наверняка меньше, нежели затраты на медицинское обслуживание и потери от непроизводительного труда в промышленности, связанные с потреблением алкоголя. Во многих странах, кроме того, значительная доля общей численности рабочей силы (в некоторых случаях до 10%) обеспечивает себе возможность существования за счет производства, транспортировки или продажи спиртных напитков, и любое уменьшение производства спиртных напитков или спроса на них могло бы привести к серьезной безработице в районах, лишенных других видов производства. Наконец, даже в том случае, если правительство имеет политическую возможность предпринять те шаги, которые оно считает необходимыми, оно может воздерживаться от них из-за международных соглашений, направленных на развитие торговли и препятствующих принятию специальных тарифов. На каждом уровне плани: рования следует сопоставлять эти препятствия с ожидаемыми от политики контроля в области потребления алкоголя выгодами для здоровья, благополучия и экономического развития. 4.2.1 Контроль над производством и торговлей Как уже упоминалось выше, увеличение продукции, обусловленное расширением рынков и международной торговли, рост индустриализации производства напитков и тенденция к экономической концентрации этой индустрии сопровождаются возрастанием потребления и добавлением новых видов напитков к традиционному характеру использования алкоголя. Ограничения производства и торговли могли бы служить важным средством снижения доступности алкоголя, если бы этому не противодействовали соображения дохода, получаемого от продажи спиртных напитков, а также значение их производства для занятости населения в стране; ука- занные факторы препятствуют обузданию производства алко¬ 6—517 35 | гольных напитков и торговли ими. Уменьшение объема производства и торговли могло бы рассматриваться в качестве- более привлекательной профилактической меры там, где имеются другие источники дохода и занятости населения и где окончательный ущерб, приносимый возрастанием числа и остроты проблем, связанных с потреблением алкоголя, полностью учитывается правительством. 4.2.2 Контроль распространения Уменьшение доступности алкоголя путем ограничения времени его продажи, а также числа, видов и мест расположения торговых точек, имеющих разрешение на продажу спиртных напитков, практикуется очень широко. Однако специфическая эффективность этих мероприятий до конца не выяснена как из-за трудности оценки их влияния, так и потому, что большинство соответствующих исследований проводились лишь в небольшом числе стран. Тем не менее имеющиеся данные указывают на то, что изменение времени окончания работы винно-водочных магазинов может оказать значительное влияние на характер потребления спиртных напитков или частоту злоупотребления ими. Получены также данные о возрастании числа проблем, связанных с потреблением алкоголя, там, где его крайне низкая доступность внезапно сменяется высокой в связи с увеличением числа торговых точек. Наконец, есть некоторые данные и о том, что покупатели магазинов самообслуживания приобретают больше спиртных напитков, потребляют их чаще (нередко без повода) и в большем количестве, чем покупатели, обслуживаемые продавцами. Таким образом, становится ясной эффективность контроля за распространением, особенно если ряд соответствующих мер контроля проводится вместе. Конкретное сочетание средств, которое могло бы дать наибольший эффект, вероятно, неодинаково в разных странах. 4.2.3 Контроль ценообразования, приобретения и стимулирования сбыта Имеются данные о том, что распространение спиртных напитков, как и других предметов потребления, зависит; от цены, и что контроль ценообразования является, следовательно, важным средством ограничения доступности алкоголя. Изменение цен в рамках политики налогообложения, предупреждающее их снижение относительно средней стоимо-- сти других предметов потребления, является минимально! рекомендацией для страны с высоким уровнем потребления алкоголя, но, естественно, именно повышение реальной стоимости спиртных напитков, а не предупреждение ее снижения, 36 |