Мендельсон А.Л. Учебник трезвости, СПб.:1913

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 74   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74 75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151 

полученных восприятий, другими словами алкогол ухудииает запомичание. Под влиянием спиртных напитков человек не примечает того, что нужно и важно, путает и забывает тонкости своего дела. Челоѳек пъющий - невнимателъный м ненадежный работник.

Во всех школах замечено, что дети, употребляющие водку, пиво или вино, хотя-бы и не каждый день, учатся хуже тех детей, которые никогда не получают спиртных напитков. Дети долж ны быт трезвенниками.

5. Но и на менее трудную работу, чем ученье, алкоголь влияет очень дурно. Так известно, что наборщики по понедельникам, после праздничной попойки, делают больше опечаток и набирают меньше букв, чем в другие дни недели. При переписке на пишущих машинах даже небольшая выпивка вызывает значительное увеличение числа ошибок.

Исследованиями ученых доказано, что однократная выпивка, не сопровождающаяся даже явлениями глубокого опьянения, ухудшает умственную трудоспособност на продолжителъное время (до 36 часовъ!). При этом выпивший обыкновенно сам не замечает ухудшения своей работы, ему иногда даже кажется, что дело у него идет лучше и легче.

Еще вреднее отзывается на умственной работе ежедневное, хотя бы и сравнительно умеренное употребление спиртных напитков. Так известный германский професеор Крепелин доказал, что если давать взрослому человеку втечение 12 суток по 1 бутылке слабого виноградного вина в день, то умственная трудоспособность уменьшается на одну трет; кроме того, это падение способности к умствекному труду держрится стойко еце несколько дней по прекращении приемов вина. А какое множество людей употребляют ежедневно по бутылке вина в винодельческих местностях и считают себя при этом "трезвыми", не меньше спирта поглощают, в виде пива, привычные потребители этого напитка; столько-же алкоголя вводить в свой организм "умеренно-пьющий", выпивающий за каждой едой по 2 рюмки водки. Все они непрерывно отравляют свой мозг: ведь этим и объясняется стойкое понижение умственной трудоспособности; но они этого не замечают.

Ухудшение умственной трудоспособности - очень важный и тонкий признак алкоголизации мозга: человек еще не пьян, не ощущает на себе действия алкоголя, а качество его умственной работы уже изменилось к худшему. С научной точки зрения, человек, постоянно работаюиций при пониженной - под влиянием алкоголя

- трудоспособности, уже является алкоголиком. Другими словами, алкоголиком можно считат человека, вводящого в свой организм изо дня в ден новую порцию алкоголя в то время, когда действие предыдущей порции еще не прошло; мозг его находится под непрерывным действием алкоголя даже и в том случае, ког-

да человека нельзя на&вать ни пьяным, ни пьяницею в обычном смысле слова.

6. Проявление душевной деятельности наружу происходить в виде движения, т.е. сокращения мышц. В самом деле, всякая работа, речь, письмо, поступок человека сводится к целому ряду движений. Под влиянием алкоголя, переход мысли или воли в движение расстраивается или, как говорят ученые, наруииается психомоторная деятелъностъ*). Мышечная работа, требующая выдержки или точности, ухудшается. Рабочие в производствах, где требу^тся ручная обработка, в дни после выпивки портят много м:гп ‘риала и сравнительно мало вырабатывают; при стрельбе в цель, солдаты, получившие перед тем, ради опыта, немного вина, дают гораздо болыне промахов, чем солдаты не пившие. Словом, качество мышечной работы ухудшается, потому что алкоголь ослабляет контроль ума над деятельностью мускулов и усыпляет вообще способность человека к наблюдению за собой: алкогол ослабляет самонаблюдение, самоконтрол.

В то-же время, под влиянием алкоголя, облегчается, ускоряется переход мысли, чувства, волевого решения - в движение: выпивший человек много говорить, размахивает руками, склонен петь, кричать, плясать, легко вступает в спор и драку. Этот облегченный переход мысли и воли в движение вполне объясняется ослаблением самоконтроля, потерею способности сдерживаться, утратой тормазящей способности ума. "Что у трезвого в уме, то у пьяного на языке". Но трезвый человек следит за собой, не позволяет себе говорить все то, что на уме, не решается делать в^е, что ьзбредет ьъл олову. иѵиы постоянно, сами не замечая того, наблюдаем за своими мыслями, направляем свои желания, тормазим свои порывы и влечения; мы стараемся говорить и делать только то, что уместно, прилично, позволено; мы руководимся при этом чувствами долга, ответствеыности, стыда, страхом наказания. Вот сколько сложных душевных причин ру~ ководят здоровым, трезвым, нормальным человеком и заставляют его сдерживать, тормазить свои влечения и порывы. Под влиянием алкогол^я эта тормазящая душевная деятельность слабеет и утрачивается; отсюда у пьяного облегченный переход мыслей и чувств в слова, телодвижения и поступки. Следовательно, усиленные движения, говорливость и неугомонность пьяного оказываются отнюдь не признаками бодрости и силы, а проявлением ненормальной психомоторной деятельности, вследствие ослабления, паралича тормазящей способности мозга.

*) Психэ - по гречески "душа’'; мотор - по латыни "двигатель"; ”исихомотор-’ ная” деятельность - превращеиие душевной работы (мысли, волевого решения) в двигательную, мышечную работу.




Hosted by uCoz