Мендельсон А.Л. Учебник трезвости, СПб.:1913

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 73   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73 74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151 

Пример деятельности мозга в связи с переменами во внешнем мире: глаз получает извне зрительное впечатление от приближающогося поезда, это впечатление по чувствительному (в данном случае - зрительному) нерву проводится в головной мозг, а из последняго идет ответный приказ мускулам ног и тела, получается их сокращение - и человек отскакивает в сторону, чтобы не быть раздавленным. Другой пример: внешняя среда изменяется в смысле теи\1пературы (например, когда мальчик в плохой одежонке выскакивает из теплой комнаты на мороз), кожа быстро охлаждается, это охлаждение передается по чувствительным нервам головному мозгу, и последний посылает по двигательным (сосудодвигательным) нервам приказ, чтобы сосуды сократились, съузились; появляется гусиная кожа, кровь от охлажденной кожи отливает внутрь, и таким образом мозг защищает организм от чрезмерного охлаждения (кожа холодеет, но внутренние органы сохраняют свой температуру).

3. Деятельность мозга можно разделить на сознательную и бессознательную. Пример сознательной деятельности: отскакивание человека при виде надвигающогося поезда; пример бессознатель-

нои деятельности: съужение кровеносных сосудов от холода; но и акт дыхания совершается бессознательно (например, во время сна), хотя сознанием можно временно влиять на дыхание, ускорять, задерживать его.

Алкоголь расстраиѳает и сознательную и бессознательную делтельность мозга, так, например, регулирующая работа мозга у пьяного нарушена: ему тепло на морозе, сосуды кожи не съуживаются, кровь охлаждается, температура тела падает. Но в осоЬенности сильно и гибельно действует алкоголь на сознательную и высшую деятельность мозга, известную под названием умственной, душевной, психической деятельности; поэтому мы на ней остановимся подробнее.

4. Вы уже видели на примерах, что деятельность мозга сводится к трем процессам: 1) к восприлтию перемен, происходящих вн мозга (во внешнем мире или в органах тела), 2) к переработке этого восприятия внутри мозга и 3) к проявлению во вне мозговой работы болыпей частью в виде движения, т.е. сокращения мышц. Все эти процессы, под влиянием алкоголя, расстраиваются.

Способность восприятия внешних впечатлений, как доказано точными опытами, ослабляется даже от таких количеств алкоголя, которые не вызывают еще огиьянения. Человек, хотя бы только слегка выпивший, не замечает часто тех сигналов или внешних перемен, которые бросаются в глаза трезвому, потому что алкоголь ослабляет внимание; оттого-то спиртные напитки являются причиной такого множества несчастных случаев. Кроме того, замечено, что алкоголь затрудняет удерживание в мозгу

полученных восприятий, другими словами алкогол ухудииает запомичание. Под влиянием спиртных напитков человек не примечает того, что нужно и важно, путает и забывает тонкости своего дела. Челоѳек пъющий - невнимателъный м ненадежный работник.

Во всех школах замечено, что дети, употребляющие водку, пиво или вино, хотя-бы и не каждый день, учатся хуже тех детей, которые никогда не получают спиртных напитков. Дети долж ны быт трезвенниками.

5. Но и на менее трудную работу, чем ученье, алкоголь влияет очень дурно. Так известно, что наборщики по понедельникам, после праздничной попойки, делают больше опечаток и набирают меньше букв, чем в другие дни недели. При переписке на пишущих машинах даже небольшая выпивка вызывает значительное увеличение числа ошибок.

Исследованиями ученых доказано, что однократная выпивка, не сопровождающаяся даже явлениями глубокого опьянения, ухудшает умственную трудоспособност на продолжителъное время (до 36 часовъ!). При этом выпивший обыкновенно сам не замечает ухудшения своей работы, ему иногда даже кажется, что дело у него идет лучше и легче.

Еще вреднее отзывается на умственной работе ежедневное, хотя бы и сравнительно умеренное употребление спиртных напитков. Так известный германский професеор Крепелин доказал, что если давать взрослому человеку втечение 12 суток по 1 бутылке слабого виноградного вина в день, то умственная трудоспособность уменьшается на одну трет; кроме того, это падение способности к умствекному труду держрится стойко еце несколько дней по прекращении приемов вина. А какое множество людей употребляют ежедневно по бутылке вина в винодельческих местностях и считают себя при этом "трезвыми", не меньше спирта поглощают, в виде пива, привычные потребители этого напитка; столько-же алкоголя вводить в свой организм "умеренно-пьющий", выпивающий за каждой едой по 2 рюмки водки. Все они непрерывно отравляют свой мозг: ведь этим и объясняется стойкое понижение умственной трудоспособности; но они этого не замечают.

Ухудшение умственной трудоспособности - очень важный и тонкий признак алкоголизации мозга: человек еще не пьян, не ощущает на себе действия алкоголя, а качество его умственной работы уже изменилось к худшему. С научной точки зрения, человек, постоянно работаюиций при пониженной - под влиянием алкоголя

- трудоспособности, уже является алкоголиком. Другими словами, алкоголиком можно считат человека, вводящого в свой организм изо дня в ден новую порцию алкоголя в то время, когда действие предыдущей порции еще не прошло; мозг его находится под непрерывным действием алкоголя даже и в том случае, ког-




Hosted by uCoz