Челышев Михаил Дмитриевич (1866-1915) Алкоголизм и школа / [Чл. Гос. думы М. Челышов] СПб.: "Владимир". типо-лит., [1911]

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 12   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106 

предметов преподавания для нашего подрастающого поколения предмет и о вреде потребления спиртных напитков; *) но чтобы наш закон принес пользу населению, для того, чтобы намеченная нами благая цель достигла желательных результатов, нам необходимо быть последовательными, нам необходимо, чтобы обучающий персонал отвечал своему назначению и был на высоте своего призвания и безусловно трезвого образа жизни. Гг., не может учить религиозности учитель, когда он сам ни во что не верит, не может пропове-дывать нравственность, когда он сам безнравственный. Никто не может дать того, чего сам не имеет; если только в наших школах будут находиться лица, которые ведут нетрезвый образ жизни, то, поверьте, наша разумная статья не достигнет той цели, которую должна достичь. Гг., о том, что в наших школах не все здорово в этом направлении, я говорить не буду, вам самим это хорошо известно; я укажу пример, как к этому вопросу относятся сами учащие. Передо мной лежат несколько документов, которые я считаю необходимым огласить Государственной Думе. Г. Чебышева-Дми-триева несколько лет тому назад разослала несколько сот писем ^городским и другим учительницам, приглашая их помочь в борьбе с алкоголизмом, но на зов не откликнулась ни одна. Другой случай; 20 ноября 1909 г. доктор Вержбицкий должен был в Соляном Городке сделать доклад о борьбе школы с алкоголизмом; на этот доклад разослано было до 800 повесток всем директорам и завешивающим учйлищами в Петербурге, так как имелось в виду привлечь учащий персонал к организации среди учащихся кружков трезвости. Не явился ни один, и доклад не состоялся. Вот эти документы ясно говорят о том, как относятся наши учащие к этому вопросу; они к нему относятся не с должным вниманием, почему—судите сами. Другой еще есть пример, очень характерный; на пастырском собрании Дубо-сищенского блогочиннического округа 30 декабря 1909 г. решался вопрос о борьбе с народным пьянством. Отцы-трезвенники предлагали дать подписку о воздержании от упо-

*) Си, стр. 9 и ИО.

требления спиртных напитков во время исполнения треб, но это предложение не прошло. Вот, гг., асс^нуя народные средства на народные школы и желая, чтобы она была блогоустроена во всех отношениях в здоровой обстановке, мы не можем оставаться безучастными к тому вопросу, чтобы там наши дети имели примером своим трезвых учителей. Ведь, гг., никто ив вас не возьмет прислугу, никто не возьмет даже дворника или кучера к скотине, если он нетрезвый в жизни. Можем ли мы допускать, чтобы в школе был нетрезвый учитель? Гг., все это не важно, а важно другое: как люди, которые пользуются глубоким уважением и большой популярностью, как знатоки народного образования, как они на это смотрятъ? Передо мной лежить выписка, которая говорит, что об этом думал и как говорил известный педогог Рачинский. Он говорит (читает): «И если в настоящее время, в минуту пробуждения в нашем народе сознательного христианства, соперником является кабак, если пьяный разгул слишком часто заглушает в нем всякое движение духа; если в этой борьбе не произойдет скорый и решительный поворот, то вечный позор всем нам, людям досуга и достатка, мысли и знания,—печатного слова и Правительства. Позор и проклятие нашему мертвому образованию, нашей праздной болтовне, нашей духовной пустоте и бессилию!» Гг., говорить все это заставляет меня знание русской жизни и масса виденных мной примеров, когда учитель является не на высоте своего призвания по поводу этого недуга, т. е. прямо слабости к спиртным напиткам. И нам, народным представителям, знающим народную жизнь, знающим все последствия от неправильно поставленного воспитания нашего юношества, надо на этот вопрос взглянуть серьезно и, говорю откровенно, не стесняться в принятии мероприятий к оздоровлению нашей школы. Не могу никак согласиться с тем, что к этому вопросу надо относиться снисходительнее, как я слышал от многих членов Думы. Мы желаем видеть наших детей, будущих наследников Российского государства, безусловно здоровыми н материально обезпеченными, а это может быть при единственном условии, если подрастающее яоколение признает вред, приносимый



Hosted by uCoz