1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 | |
предметов преподавания для нашего подрастающого поколения предмет и о вреде потребления спиртных напитков; *) но чтобы наш закон принес пользу населению, для того, чтобы намеченная нами благая цель достигла желательных результатов, нам необходимо быть последовательными, нам необходимо, чтобы обучающий персонал отвечал своему назначению и был на высоте своего призвания и безусловно трезвого образа жизни. Гг., не может учить религиозности учитель, когда он сам ни во что не верит, не может пропове-дывать нравственность, когда он сам безнравственный. Никто не может дать того, чего сам не имеет; если только в наших школах будут находиться лица, которые ведут нетрезвый образ жизни, то, поверьте, наша разумная статья не достигнет той цели, которую должна достичь. Гг., о том, что в наших школах не все здорово в этом направлении, я говорить не буду, вам самим это хорошо известно; я укажу пример, как к этому вопросу относятся сами учащие. Передо мной лежат несколько документов, которые я считаю необходимым огласить Государственной Думе. Г. Чебышева-Дми-триева несколько лет тому назад разослала несколько сот писем ^городским и другим учительницам, приглашая их помочь в борьбе с алкоголизмом, но на зов не откликнулась ни одна. Другой случай; 20 ноября 1909 г. доктор Вержбицкий должен был в Соляном Городке сделать доклад о борьбе школы с алкоголизмом; на этот доклад разослано было до 800 повесток всем директорам и завешивающим учйлищами в Петербурге, так как имелось в виду привлечь учащий персонал к организации среди учащихся кружков трезвости. Не явился ни один, и доклад не состоялся. Вот эти документы ясно говорят о том, как относятся наши учащие к этому вопросу; они к нему относятся не с должным вниманием, почему—судите сами. Другой еще есть пример, очень характерный; на пастырском собрании Дубо-сищенского блогочиннического округа 30 декабря 1909 г. решался вопрос о борьбе с народным пьянством. Отцы-трезвенники предлагали дать подписку о воздержании от упо- *) Си, стр. 9 и ИО. | требления спиртных напитков во время исполнения треб, но это предложение не прошло. Вот, гг., асс^нуя народные средства на народные школы и желая, чтобы она была блогоустроена во всех отношениях в здоровой обстановке, мы не можем оставаться безучастными к тому вопросу, чтобы там наши дети имели примером своим трезвых учителей. Ведь, гг., никто ив вас не возьмет прислугу, никто не возьмет даже дворника или кучера к скотине, если он нетрезвый в жизни. Можем ли мы допускать, чтобы в школе был нетрезвый учитель? Гг., все это не важно, а важно другое: как люди, которые пользуются глубоким уважением и большой популярностью, как знатоки народного образования, как они на это смотрятъ? Передо мной лежить выписка, которая говорит, что об этом думал и как говорил известный педогог Рачинский. Он говорит (читает): «И если в настоящее время, в минуту пробуждения в нашем народе сознательного христианства, соперником является кабак, если пьяный разгул слишком часто заглушает в нем всякое движение духа; если в этой борьбе не произойдет скорый и решительный поворот, то вечный позор всем нам, людям досуга и достатка, мысли и знания,—печатного слова и Правительства. Позор и проклятие нашему мертвому образованию, нашей праздной болтовне, нашей духовной пустоте и бессилию!» Гг., говорить все это заставляет меня знание русской жизни и масса виденных мной примеров, когда учитель является не на высоте своего призвания по поводу этого недуга, т. е. прямо слабости к спиртным напиткам. И нам, народным представителям, знающим народную жизнь, знающим все последствия от неправильно поставленного воспитания нашего юношества, надо на этот вопрос взглянуть серьезно и, говорю откровенно, не стесняться в принятии мероприятий к оздоровлению нашей школы. Не могу никак согласиться с тем, что к этому вопросу надо относиться снисходительнее, как я слышал от многих членов Думы. Мы желаем видеть наших детей, будущих наследников Российского государства, безусловно здоровыми н материально обезпеченными, а это может быть при единственном условии, если подрастающее яоколение признает вред, приносимый |