Челышев Михаил Дмитриевич (1866-1915) Алкоголизм и школа / [Чл. Гос. думы М. Челышов] СПб.: "Владимир". типо-лит., [1911]

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 3   >>>

  1  2  3 4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106 

об этой отрасли". Францусскому учителю не приходилось ждать разрешения на право борьбы, ибо он вполне мог быть уверен в полном сочувствии всего учебного ведомства, и яркую обрисовку положения вопроса дает один из последних циркуляров францусского министерства народного просвещения, относящийся к роли школы и учителя в борьбе с народным злом. [Циркуляр говорит {читает)'. „Зло алкоголизма растет и растет, угрожая блогополучию страны; никакая специальная задача не может столь сильно привлекать внимание и общества и правительства, как борьба с народным пьянством, но выполнить успешно эту задачу может только народный учитель, только он своими силами может одержать победу в крестовом походе против народного врага. Вся охрана судьбы нации в школе, школа отвечает за умственный и нравственный облик народа, и ея священная обязанность вступить в борьбу со смертельной для нации опасностью. Я взываю не только к доброй воле учителей и общества, я взываю к той высокой идее, которая их одухотворяет - к любви к отечеству “. Вот что в дружеском нам францусском государстве делается в целях народного отрезвления путем школы. Германия: в 1902 г. министр народного просвещения Штудт разослал всем правительственным президентам (губернаторам) окружное послание, которое гласило {читает): „Чрезвычайное значение предстоящей задачи заставляет меня еще раз особенно отметить, что пи одна народная школа не может отстраниться оть участия в борьбе против великого .зла пьянства".

60.000 матерей и сестер в Германии обратилось к германскому министру народного просвещения с просьбой ввести науку об алкоголизме в школах. Сильная, могучая страна культурного народа, как германцы, признает, что великое значение в воспитании народных масс имеет школа, и школа уделяет место для учения и знакомства иодростаю-щих поколений с вредом, наносимым им спиртными напитками. В английских школах распространено добровольное преподавание странствующими ораторами о вреде алкоголя; считают, что там за 11 лет, с 1888—1899 гг., учителями, переезжающими с места на место, прочтено было в

школах более 34.600 лекций, на которых присутствовало более 3.800.000 учеников и 127.000 учителей. Каждая церковь в Англии обязательно имеет свое общество трезвости для детей. Вот и другое культурное, просвещенное государство в школьном обучении детей считает тоже необходимым и нужным предмет обязательного обучения и знакомства подрастающих будущих граждан с вредом, наносимым спиртными напитками. В Австралии преподавание науки об алкоголе стоит наравне со всеми прочими науками. В Швеции еще в 1892 г. введено обязательное антиалкогольное учение в школах; вызвано это было энергичным требованием преподавателей учебных заведений. В Норвегии для начальных и высших учебных заведений науки об алкоголизме введены в 1896 г. В Голландии вопрос об анти-алкогольном обучении возник по инициативе учительских корпораций, и в 1893 г. преподаватели за дело взялись сами. В Бельгии наука об алкоголе введена в школах по инициативе инспектора народных школ Робинса. В Швейцарии § 32 конституции налагает на органы управления отдельных кантонов обязанность борьбы с алкоголизмом и в исполнение этого параграфа большая часть кантонов ввела в местных школах науку об алкоголизме. У нас в подвластной провинции, в Финляндии, это введено, как обязательный предмет в школах, и 75 проц. всей учащейся молодежи в Финляндии принадлежит к школьным обществам трезвости. Вот, их., эти аргументы говорят ясно, что Культурные народы совершенствуют подрастающее поколение, знакомя его со всеми ужасными последствиями, которые могут принести человеку спиртные напитки. Я полагаю, что и нам необходимо к этому притти, что и нам рассматриваемый закон надо дополнить. Мы не можем относиться безучастно к тому положению, в котором находятся наши ученики в школе. Я займу у вас немного времени и доложу те цифры, которые говорят, что пьянство, к нашему стыду и к несчастью для страны, -в школах наших существует. Вот какие у меня есть документы. Представитель Петербурга в столичном попечительстве, г. Отроганов, передает следующий фактъ—эти цифры получены из анкеты ИИетербург-



Hosted by uCoz