1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 | |
ление яда, -жатого по своим последствиям, что это отразится на з^овом, чистом, святом человеческом уме и организме. И ь.одф еще то, что все страшные яды не имеют одного того камеей ^ которое имеет алкоголь; все эти яды не имеют притягате.,, HOg силы к себе, а алкоголь имеет ужасную притягательнук г,илу, и человек, раз испробовавший его, редко теряет влечение ^ этой 0Храве. Весь ужас всего человечества в том, что 'вовек соприкасается с так ■> щедро везде обслуживающими ей питейными заведениями, и что население всегда и везде, во вс^ ое время дня и ночи j может эту проклятую отраву иметь. т?Го неведомая сила влечет для удовлетворения пагубной для илГ0 потребности. Я должен указать еще и на следующее положегие, что с этим злом отравы населения алкоголем соседи наши, культурные государства, уже борются; этот вопрос признали ^опросом государственной важности и рядом мероприятий в своих государствах уделяют этому в своей школе одно из первых мест. В Америке преподавание о вреде алкоголя в школах введено как обязательный предмет и занимает то же положение, как история и география, и имеет значение при переводе из класса в класс. В Соединенных Штатах требуется, чтобы для низших школ 20—25 проц. донг для чтения было посвящено алкоголю. В Канаде никто не получает аттестата на право преподавания в общественных школах, если не выдержит испытания по физиологии и гигиене, при том специально в применении к алкоголизму.■ В настоящее время 22.000.000 детей воспитываются в школах в правилах строгого воздержания от алкоголя. В 1882 г. американское общество врачей выступило прямо с требованием к правительству Соединенных Штатов относительно введения в школы антиалкогольных наук. Другая страна—это Франция, где в 1900 г. францусский министр народного просвещения в своем циркуляре учителям говорит: „Преподавание о вреде алкоголя не может считаться второстепенным делом. Я желаю, чтобы оно в наших научных программах заняло то же место, что грамматика и арифметика; я требую, чтобы при испытаниях, которыми заканчивается курс наших училищ, проверялись познания | об этой отрасли". Францусскому учителю не приходилось ждать разрешения на право борьбы, ибо он вполне мог быть уверен в полном сочувствии всего учебного ведомства, и яркую обрисовку положения вопроса дает один из последних циркуляров францусского министерства народного просвещения, относящийся к роли школы и учителя в борьбе с народным злом. [Циркуляр говорит {читает)'. „Зло алкоголизма растет и растет, угрожая блогополучию страны; никакая специальная задача не может столь сильно привлекать внимание и общества и правительства, как борьба с народным пьянством, но выполнить успешно эту задачу может только народный учитель, только он своими силами может одержать победу в крестовом походе против народного врага. Вся охрана судьбы нации в школе, школа отвечает за умственный и нравственный облик народа, и ея священная обязанность вступить в борьбу со смертельной для нации опасностью. Я взываю не только к доброй воле учителей и общества, я взываю к той высокой идее, которая их одухотворяет - к любви к отечеству “. Вот что в дружеском нам францусском государстве делается в целях народного отрезвления путем школы. Германия: в 1902 г. министр народного просвещения Штудт разослал всем правительственным президентам (губернаторам) окружное послание, которое гласило {читает): „Чрезвычайное значение предстоящей задачи заставляет меня еще раз особенно отметить, что пи одна народная школа не может отстраниться оть участия в борьбе против великого .зла пьянства". 60.000 матерей и сестер в Германии обратилось к германскому министру народного просвещения с просьбой ввести науку об алкоголизме в школах. Сильная, могучая страна культурного народа, как германцы, признает, что великое значение в воспитании народных масс имеет школа, и школа уделяет место для учения и знакомства иодростаю-щих поколений с вредом, наносимым им спиртными напитками. В английских школах распространено добровольное преподавание странствующими ораторами о вреде алкоголя; считают, что там за 11 лет, с 1888—1899 гг., учителями, переезжающими с места на место, прочтено было в |