Челышев Михаил Дмитриевич (1866-1915) Алкоголизм и школа / [Чл. Гос. думы М. Челышов] СПб.: "Владимир". типо-лит., [1911]

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 2   >>>

  1  2 3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106 

ление яда, -жатого по своим последствиям, что это отразится на з^овом, чистом, святом человеческом уме и организме. И ь.одф еще то, что все страшные яды не имеют одного того камеей ^ которое имеет алкоголь; все эти яды не имеют притягате.,, HOg силы к себе, а алкоголь имеет ужасную притягательнук г,илу, и человек, раз испробовавший его, редко теряет влечение ^ этой 0Храве. Весь ужас всего человечества в том, что 'вовек соприкасается с так ■> щедро везде обслуживающими ей питейными заведениями, и что население всегда и везде, во вс^ ое время дня и ночи j может эту проклятую отраву иметь. т?Го неведомая сила влечет для удовлетворения пагубной для илГ0 потребности. Я должен указать еще и на следующее положегие, что с этим злом отравы населения алкоголем соседи наши, культурные государства, уже борются; этот вопрос признали ^опросом государственной важности и рядом мероприятий в своих государствах уделяют этому в своей школе одно из первых мест. В Америке преподавание о вреде алкоголя в школах введено как обязательный предмет и занимает то же положение, как история и география, и имеет значение при переводе из класса в класс. В Соединенных Штатах требуется, чтобы для низших школ 20—25 проц. донг для чтения было посвящено алкоголю. В Канаде никто не получает аттестата на право преподавания в общественных школах, если не выдержит испытания по физиологии и гигиене, при том специально в применении к алкоголизму.■ В настоящее время 22.000.000 детей воспитываются в школах в правилах строгого воздержания от алкоголя. В 1882 г. американское общество врачей выступило прямо с требованием к правительству Соединенных Штатов относительно введения в школы антиалкогольных наук. Другая страна—это Франция, где в 1900 г. францусский министр народного просвещения в своем циркуляре учителям говорит: „Преподавание о вреде алкоголя не может считаться второстепенным делом. Я желаю, чтобы оно в наших научных программах заняло то же место, что грамматика и арифметика; я требую, чтобы при испытаниях, которыми заканчивается курс наших училищ, проверялись познания

об этой отрасли". Францусскому учителю не приходилось ждать разрешения на право борьбы, ибо он вполне мог быть уверен в полном сочувствии всего учебного ведомства, и яркую обрисовку положения вопроса дает один из последних циркуляров францусского министерства народного просвещения, относящийся к роли школы и учителя в борьбе с народным злом. [Циркуляр говорит {читает)'. „Зло алкоголизма растет и растет, угрожая блогополучию страны; никакая специальная задача не может столь сильно привлекать внимание и общества и правительства, как борьба с народным пьянством, но выполнить успешно эту задачу может только народный учитель, только он своими силами может одержать победу в крестовом походе против народного врага. Вся охрана судьбы нации в школе, школа отвечает за умственный и нравственный облик народа, и ея священная обязанность вступить в борьбу со смертельной для нации опасностью. Я взываю не только к доброй воле учителей и общества, я взываю к той высокой идее, которая их одухотворяет - к любви к отечеству “. Вот что в дружеском нам францусском государстве делается в целях народного отрезвления путем школы. Германия: в 1902 г. министр народного просвещения Штудт разослал всем правительственным президентам (губернаторам) окружное послание, которое гласило {читает): „Чрезвычайное значение предстоящей задачи заставляет меня еще раз особенно отметить, что пи одна народная школа не может отстраниться оть участия в борьбе против великого .зла пьянства".

60.000 матерей и сестер в Германии обратилось к германскому министру народного просвещения с просьбой ввести науку об алкоголизме в школах. Сильная, могучая страна культурного народа, как германцы, признает, что великое значение в воспитании народных масс имеет школа, и школа уделяет место для учения и знакомства иодростаю-щих поколений с вредом, наносимым им спиртными напитками. В английских школах распространено добровольное преподавание странствующими ораторами о вреде алкоголя; считают, что там за 11 лет, с 1888—1899 гг., учителями, переезжающими с места на место, прочтено было в



Hosted by uCoz