Челышев Михаил Дмитриевич (1866-1915) Алкоголизм и школа / [Чл. Гос. думы М. Челышов] СПб.: "Владимир". типо-лит., [1911]

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 11   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106 

— и —

вавшихся ссылкой на ст. 13, в которой введены сведения по гигиене с изложением вреда, приносимого потреблением спиртных напитков, поправка депутата Челышова из ст. 12 была исключена.

Принятая затем ст. 13, на которую ссылались гг. докладчики, гласит: „Кроме предметов поименованых в предыдущей (12) статье, с согласия уездного (городского) училищного совета, могут быт сообщаемъ! и другия полезные сведения и вводимы занятия по ручному труду, рукоделиям, домоводству, отраслям сельского хозяйства, первоначальным сведениям по гигиене и проч., сообразно местным потребностям. Для преподавания этих предметов могут быть 'устраиваемъ! при основных отделениях начальных училищ особые отделения для окончивших начальное училище или основное отделение64. Другими словами, курс гигиены, с достаточными, по уверению докладчиков, сведениями о вреде спиртных напитков, является курсом необязательным, так как введенье этого курса зависит от „согласияи местных училищных советов и должно отвечать „местным потребностям44, т.-е. взглядам отдельных лиц, смотрящих на спиртные напитки разно. Кроме того, все „первоначальные сведения по гигиене44 так мало уделяют места спиртным напиткам, а в большинстве случаев не уделяют совсем, что они ни в коем случае не могут заменить отвергнутой Министром Народного Просвещения и коммиссией по народному образованию, а за ними и Госуд. Думой поправки депутата Челышова.

II.

В заседании Госуд. Думы 15 ноября 1910 г. при обсуждении статьи 32-й внесенного Министром Народи. Просв. законопроекта о начальных училищахъ*) депутат Челышов произнес следующее:

Ну, гг. члены Государственной Думы. 3 ноября мы, рассматривая данный закон, приняли в число обязательных

*) Ст. оЗ-я гласит: «На должности учителей и учительниц не могут быть избираемъ!: 1) подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущия за собой лишение или ограничение нрав состояния, либо исключение из службы, а равно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад заведомо краденого или полученного через обмап имущества и ростовщичество, когда они судебными приговорами не оправданы, хотя-бы после состоявшогося осуждения они и были освобождены от наказания за давностью, примирением, силой Всемилостивейшого Манифеста или особого Высочайшого повеления; 2) состоящие под следствиям и судом по обвинениям в преступных деяниях, озпаченнных в п. 1; 3) подвергшиеся несостоятельности впредь до определения свойства ея;

4) состоящие под опекой; ) несостоятельные, о которых дела сего рода приведены уже к окончанию, кроме тех, несовтоятельность коих признана несчастной; 6) лишенные духовного сана или звания за пороки и 7) осужденные за уклонение от воинской повинности.

предметов преподавания для нашего подрастающого поколения предмет и о вреде потребления спиртных напитков; *) но чтобы наш закон принес пользу населению, для того, чтобы намеченная нами благая цель достигла желательных результатов, нам необходимо быть последовательными, нам необходимо, чтобы обучающий персонал отвечал своему назначению и был на высоте своего призвания и безусловно трезвого образа жизни. Гг., не может учить религиозности учитель, когда он сам ни во что не верит, не может пропове-дывать нравственность, когда он сам безнравственный. Никто не может дать того, чего сам не имеет; если только в наших школах будут находиться лица, которые ведут нетрезвый образ жизни, то, поверьте, наша разумная статья не достигнет той цели, которую должна достичь. Гг., о том, что в наших школах не все здорово в этом направлении, я говорить не буду, вам самим это хорошо известно; я укажу пример, как к этому вопросу относятся сами учащие. Передо мной лежат несколько документов, которые я считаю необходимым огласить Государственной Думе. Г. Чебышева-Дми-триева несколько лет тому назад разослала несколько сот писем ^городским и другим учительницам, приглашая их помочь в борьбе с алкоголизмом, но на зов не откликнулась ни одна. Другой случай; 20 ноября 1909 г. доктор Вержбицкий должен был в Соляном Городке сделать доклад о борьбе школы с алкоголизмом; на этот доклад разослано было до 800 повесток всем директорам и завешивающим учйлищами в Петербурге, так как имелось в виду привлечь учащий персонал к организации среди учащихся кружков трезвости. Не явился ни один, и доклад не состоялся. Вот эти документы ясно говорят о том, как относятся наши учащие к этому вопросу; они к нему относятся не с должным вниманием, почему—судите сами. Другой еще есть пример, очень характерный; на пастырском собрании Дубо-сищенского блогочиннического округа 30 декабря 1909 г. решался вопрос о борьбе с народным пьянством. Отцы-трезвенники предлагали дать подписку о воздержании от упо-

*) Си, стр. 9 и ИО.



Hosted by uCoz