1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 | |
— и — вавшихся ссылкой на ст. 13, в которой введены сведения по гигиене с изложением вреда, приносимого потреблением спиртных напитков, поправка депутата Челышова из ст. 12 была исключена. Принятая затем ст. 13, на которую ссылались гг. докладчики, гласит: „Кроме предметов поименованых в предыдущей (12) статье, с согласия уездного (городского) училищного совета, могут быт сообщаемъ! и другия полезные сведения и вводимы занятия по ручному труду, рукоделиям, домоводству, отраслям сельского хозяйства, первоначальным сведениям по гигиене и проч., сообразно местным потребностям. Для преподавания этих предметов могут быть 'устраиваемъ! при основных отделениях начальных училищ особые отделения для окончивших начальное училище или основное отделение64. Другими словами, курс гигиены, с достаточными, по уверению докладчиков, сведениями о вреде спиртных напитков, является курсом необязательным, так как введенье этого курса зависит от „согласияи местных училищных советов и должно отвечать „местным потребностям44, т.-е. взглядам отдельных лиц, смотрящих на спиртные напитки разно. Кроме того, все „первоначальные сведения по гигиене44 так мало уделяют места спиртным напиткам, а в большинстве случаев не уделяют совсем, что они ни в коем случае не могут заменить отвергнутой Министром Народного Просвещения и коммиссией по народному образованию, а за ними и Госуд. Думой поправки депутата Челышова. II. В заседании Госуд. Думы 15 ноября 1910 г. при обсуждении статьи 32-й внесенного Министром Народи. Просв. законопроекта о начальных училищахъ*) депутат Челышов произнес следующее: Ну, гг. члены Государственной Думы. 3 ноября мы, рассматривая данный закон, приняли в число обязательных *) Ст. оЗ-я гласит: «На должности учителей и учительниц не могут быть избираемъ!: 1) подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущия за собой лишение или ограничение нрав состояния, либо исключение из службы, а равно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад заведомо краденого или полученного через обмап имущества и ростовщичество, когда они судебными приговорами не оправданы, хотя-бы после состоявшогося осуждения они и были освобождены от наказания за давностью, примирением, силой Всемилостивейшого Манифеста или особого Высочайшого повеления; 2) состоящие под следствиям и судом по обвинениям в преступных деяниях, озпаченнных в п. 1; 3) подвергшиеся несостоятельности впредь до определения свойства ея; 4) состоящие под опекой; ) несостоятельные, о которых дела сего рода приведены уже к окончанию, кроме тех, несовтоятельность коих признана несчастной; 6) лишенные духовного сана или звания за пороки и 7) осужденные за уклонение от воинской повинности. | предметов преподавания для нашего подрастающого поколения предмет и о вреде потребления спиртных напитков; *) но чтобы наш закон принес пользу населению, для того, чтобы намеченная нами благая цель достигла желательных результатов, нам необходимо быть последовательными, нам необходимо, чтобы обучающий персонал отвечал своему назначению и был на высоте своего призвания и безусловно трезвого образа жизни. Гг., не может учить религиозности учитель, когда он сам ни во что не верит, не может пропове-дывать нравственность, когда он сам безнравственный. Никто не может дать того, чего сам не имеет; если только в наших школах будут находиться лица, которые ведут нетрезвый образ жизни, то, поверьте, наша разумная статья не достигнет той цели, которую должна достичь. Гг., о том, что в наших школах не все здорово в этом направлении, я говорить не буду, вам самим это хорошо известно; я укажу пример, как к этому вопросу относятся сами учащие. Передо мной лежат несколько документов, которые я считаю необходимым огласить Государственной Думе. Г. Чебышева-Дми-триева несколько лет тому назад разослала несколько сот писем ^городским и другим учительницам, приглашая их помочь в борьбе с алкоголизмом, но на зов не откликнулась ни одна. Другой случай; 20 ноября 1909 г. доктор Вержбицкий должен был в Соляном Городке сделать доклад о борьбе школы с алкоголизмом; на этот доклад разослано было до 800 повесток всем директорам и завешивающим учйлищами в Петербурге, так как имелось в виду привлечь учащий персонал к организации среди учащихся кружков трезвости. Не явился ни один, и доклад не состоялся. Вот эти документы ясно говорят о том, как относятся наши учащие к этому вопросу; они к нему относятся не с должным вниманием, почему—судите сами. Другой еще есть пример, очень характерный; на пастырском собрании Дубо-сищенского блогочиннического округа 30 декабря 1909 г. решался вопрос о борьбе с народным пьянством. Отцы-трезвенники предлагали дать подписку о воздержании от упо- *) Си, стр. 9 и ИО. |