Челышев Михаил Дмитриевич (1866-1915) Алкоголизм и школа / [Чл. Гос. думы М. Челышов] СПб.: "Владимир". типо-лит., [1911]

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 4   >>>

  1  2  3  4 5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106 

школах более 34.600 лекций, на которых присутствовало более 3.800.000 учеников и 127.000 учителей. Каждая церковь в Англии обязательно имеет свое общество трезвости для детей. Вот и другое культурное, просвещенное государство в школьном обучении детей считает тоже необходимым и нужным предмет обязательного обучения и знакомства подрастающих будущих граждан с вредом, наносимым спиртными напитками. В Австралии преподавание науки об алкоголе стоит наравне со всеми прочими науками. В Швеции еще в 1892 г. введено обязательное антиалкогольное учение в школах; вызвано это было энергичным требованием преподавателей учебных заведений. В Норвегии для начальных и высших учебных заведений науки об алкоголизме введены в 1896 г. В Голландии вопрос об анти-алкогольном обучении возник по инициативе учительских корпораций, и в 1893 г. преподаватели за дело взялись сами. В Бельгии наука об алкоголе введена в школах по инициативе инспектора народных школ Робинса. В Швейцарии § 32 конституции налагает на органы управления отдельных кантонов обязанность борьбы с алкоголизмом и в исполнение этого параграфа большая часть кантонов ввела в местных школах науку об алкоголизме. У нас в подвластной провинции, в Финляндии, это введено, как обязательный предмет в школах, и 75 проц. всей учащейся молодежи в Финляндии принадлежит к школьным обществам трезвости. Вот, их., эти аргументы говорят ясно, что Культурные народы совершенствуют подрастающее поколение, знакомя его со всеми ужасными последствиями, которые могут принести человеку спиртные напитки. Я полагаю, что и нам необходимо к этому притти, что и нам рассматриваемый закон надо дополнить. Мы не можем относиться безучастно к тому положению, в котором находятся наши ученики в школе. Я займу у вас немного времени и доложу те цифры, которые говорят, что пьянство, к нашему стыду и к несчастью для страны, -в школах наших существует. Вот какие у меня есть документы. Представитель Петербурга в столичном попечительстве, г. Отроганов, передает следующий фактъ—эти цифры получены из анкеты ИИетербург-

ского городского попечительства—в одном случае начало употребления спиртных напитков отнесено к первому году жизни, в четырех случаях к третьему году жизни, в

21 случае к семилетнему возрасту, в 16 случаях к пятилетнему, в 25 случаях к восьмилетнему и т. д., повышаясь до 14-ти летняго возраста. На Всероссийском съезде городских учителей по данным доктора Григорьева в восьми школах с 179 мальчиками и 159 девочками было развито повальное пьянство и непьющих оказалось только 20 мальчиков и ИО девочек. По докладу доктора Коровина ^Сельская школа и алкоголизм в Московской губ.“ (читает): „из мальчиковъ—употреблявших спиртные напитки 67% проц., из девочекъ—46,2 проц. По возрасту: от 7—8 лет 61,2 проц. мальчиков и 49 проц. девочек: от 9—10 лет 66,5 ароц. мальчиков и 46,9 проц. девочек; от 11 до 12 и 13 лет 72,8 проц. мальчиков и 51,6 проц. девочек; свыше и 3 лет 78 проц. мальчиков и 41,8 проц. девочек. Напивались до-пьяна 15% проц. мальчиков и 3,2 проц. девочек в этом же возрасте. Умственная отсталость и развитие встречается в большинстве случаев больше у пьющих и наиболее у напивавшихся, худшая успешность отмечается у пьющих и самая низшая успешность у напивавшихся. Из первых мер должны быть: школьное преподавание, наглядные пособия, личный пример учителей, школьные общества трезвости и ознакомление родителей со вредом алкоголизма11. Вот что говорит известный борец против наросшого отравления спиртными напитками доктор Коровищ, который исследовал этот вопрос почти во всей Московской губ. На всероссийском съезде по педогогической психиатрии доложены следующия цифры: в Пермской губ. в народных школах мальчики пьют поголовно, в Псковской губ. пьют даже дети дошкольного возраста, в Лифляндской губ. проценть пьющих детей доходит до 92; в церковно-приходских школах За-рянского у. все дети пьющия. По данным доктора Григорьева в Новгородской губ. в городском училище 58 мальчиков и 39 девочек; пьют абсолютно все. Из 43 учеников от 8—11 лет в одной городской школе Петербурга пило постоянно 37, непьющих в этой школе 6 и идущих на



Hosted by uCoz