Легрэн П.М. Социальное вырождение и алкоголизм. - Тверь: 1896

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 174   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174 175  176 

- 174-

Таким то образом вопрос об о пауперизме должен быть не только вопросом общественной нравственности. „Уменьшение унизительного порока пьянства, говорит Barella, может быть достигнуто только посредством материального и интеллектуального прогресса народа. Нельзя требовать его от закона; законы, находящиеся в противоречии с нравами, обходят и выходят из употребления. Надо исправлять нравы посредством воспитания и образования41.

Действительно, наши нравы должны быть изменены совершенно. Все средства, способные привести человека к установлению гармонии между его нравами и интеллектуальными и материальными интересами с одной стороны и интересами лиц, с которыми он разделяет свое существование, с другой, будут средствами блогоприятствующими искоренению алкоголизма.

Вот почему образование, т. е., познание того, что истинно полезно и неизбежно, как в отношении материального, так и духовном, или, иначе, говоря уничтожение предрассудков, в которых человек вырос, образование было и будет рассматриваться, как одно из самых энергичных орудий войны против алкоголизма, так же, как и против всех приобретенных страстей.

Если вы хотите отклонить народ от употребления вредных напитков, говорит Frederic Passy, не ограничивайтесь только этим, но старайтесь отклонить его от всего дурного. Старайтесь заменить дурные влечения хорошими, худые занятия хорошими. Вспомните, что все имеет связь, и что дурное жилище, недостаточная одежда, плохая пища, все это начало влечения к кабаку. Научите его выбирать жилище, лучше одеваться, освещаться, создавать себе здоровую жизнь в комфортабельной обстановке. Старайтесь главным образом, и в том случае не бойтесь принимать участие лично, придать смысл его занятиям и дать ему здоровые развлечения.

—175 —

Дайте хорошую пищу уму, тело не станет искать дурной. „Почему рабочий пьетъ? продолжает Barella, Рабочий обыкновенно имеет дурное жилище, он худо одет, накормлен, согрет и потому он прибегает к алкоголическим возбуждающим, чтобы глушить ложным возбуждением, недостаток питания и другия многочисленные причины ослабляют его организм.

Мы приведем, наконец, слова г. М. Coste, по мнению которого главное средство против пьянства, а в особенности против пьянства алкоголического, заключается главным образом в улучшении экономического и социального строя: „Надо заинтересовать рабочого, организуя труде лучше, чем это делается теперь; надо способствовать, чтобы всякая семья могла приобрести мебель, а затем и жилище; наконец, надо умножить' артистическия развлечения и поощрять общественные собрания14. Эти различные выписки резюмируют лучше, чем мы могли бы сделать это сами, нравственную и общественную сторону вопроса. Эти мысли, так точно выраженные, это однообразие мнений, исходящее от людей, принадлежащим к весьма различным общественным группам, ясно установляют связь, существующую между пауперизмом и алкоголизмом. И это замечание высокопоучиггельно для тех, которые видят в общественной морали лишь пустое слово; для тех, кто забывает, что рядом с обязанностями человека по отношению к самому себе и к человечеству должно быть место для обязанностей коллективности к единице. Все за одного, один за всех, есть единственная истинная формула солидарности, которая должна предшествовать возникновению великих реформ. В борьбе с алкоголизмом государство, как представитель коллективности, должно спросить себя: выполнило ли оно все свои обязанности? не способствовало ли оно своим равнодушием, безпечно только или незнанием нравственных и материальных интересов единиц, составляющих его население, развитию, этой язвы. Оно обязано задать себе этот воп-



Hosted by uCoz