1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 | |
- 121 - гарантируя чистоту, и взимает при этом налог. Как вычисляет Alglavs, потребитель будет платить не дороже, чЕмъи теперь и может быть уверен, что его не отравят. Что касается до производителя, то ему предоставляется полная, свобода, он может продолжать фабриковать алкоголь, как и в настоящее время. Государство вмешивается единственно лишь таким образом: когда производитель сфабриковал свой алкоголь, он может его продать по произволу оптовому торговцу или государству. Но когда производитель или оптовый торговец захочет продать алкоголь потребителю или кабатчику, то государство протягивает руку и говорит: это акт, подлежащий моему обсуждению, предмет моей собственной и исключительной монополии. Тогда то вмешивается управление акцизными сборами, чтобы взимать налог и анализировать жидкость, чтобы убедиться в том, что если она и может по прежнему опьянять, то по крайней мере, не может отравлять. Алкоголь, не купленный государством, остается вне монополии, он подвергается гигиеническому осмотру лишь с целью проверить состояние его чистоты. Этой проверкой оканчивается роль государства в том, что касается алкоголя; владелец сохраняет свободу продать его по какой хочет цене, оптом или в розницу, кабатчику или трактирщику; он долясен только заплатить налог и получить легкую надбавку14. Бандероль налагается по этой системе на бутылку в четверть литра, таким образом, чтобы трудно было ее наполнить без очевидного доказательства взлома. Эта бутылочка алкоголя продается государством за определенную цену потребителю (1 франк по системе Alglave’a.). ,,Что касается до водки, которую захотят избавить от монополии, то управление акцизными сборами предпишет для нея казенную бутылку в четверть литра (или подобную же специальную для каждого фабриканта бутылку, если тот предпочтет это). Оно будет арода- | - 122 — вать ее пустой за ту ate цену, за которую продавала бы бутылку, наполненную обыкновенной водкой, мононоли-зированной государством44. Итак для производная, остающогося свободным, система устанавливает двойное обязательство: гигиенический осмотр алкоголя, производимый в видах охранения общественного здоровья; казенную бутылку, гарантирующую интересы казны. На деле выходит, что монополия алкоголя не обязательна. В этом, может быть, и заключается слабое место системы, которую мы лишь вкратце изложили. Необязательная монополия, не смотря на многочисленные предосторожности, предоставляет простор мошенничеству. Почему же не сделать монополию обязательной, как на табакъ? Эту безусловную монополию,' внушающую такой страх и постепенного водворения которой, как последствия системы Alglave’a, так боялась комиссия исследования .1886 г., может вполне защищать всякий, заботящийся об интересах общественного здоровья, которые должны идти впереди интересов частных лиц. Необязательная монополия представляет собой лишь полумеру, что очень хорошо заметила комиссия наследования. Мы приведем в доказательство лишь подлинные выражения Claude (des Vosgfs): неужели комиссия могла отвергнуть, а priori всякую мысль о монополии, когда дело идет о великих нравственных интересах, составляющих предмет этого исследования, о самой живучести Франции? Ни коим образом монополию на алкоголь не труднее установить, чем монополию на табак. Мы хотели только показать, что необязательный характер, приданный г. Alglave монополии, которую он пытался установить, делает всю систему неустойчивой и запутанной, и это может заставить последователей всех школ отвергнуть ее. „Система г. Alglave’a не была принята комиссией исследования не столько потому, что она находила ее слишком ограниченной (ведь она не старалась заменить ее безусловной монополией), сколько потому, что она показалась ей дорого стоющей и трудно приме- |