1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 | |
— 96 — столько уважительных интересов может быть задето ею, что необходимо отыскать, если возможно, почву для соглашения и установить предел взаимных уступок. Но не нужно смущаться этим: искоренить общественное зло нельзя без того, чтобы не задеть множества отдельных единиц, и поэтому необходимо быть готовым на громадные жертвы, когда этого требует общий интерес. Надо, наконец, съуметь подвести итог, во сколько обходится алкоголизм, и какая получится прибыль для народонаселения от его уничтожения. В числе жертв, которые требуется приносить для борьбы с этим общественным злом, надо считать посягательство даже на индивидуальную свободу. Этоит принцип должен быть провозглашен во всеуслышание, потому что, чем больше размышляешь, тем больше убеждаешься, что действительные меры, предпринимаемые против алкоголизма, все, более или менее, ограничивают индивидуальную свободу граждан. Но ограничительные меры, и даже подавляющия, применимы лишь в том случае, если оне настоятельно вызываются общим интересом, который должен стоять выше частного, по крайней мере для сторонников социального единства. По всей вероятности иллюзия думать, что посредством одного лишь убеждения можно привести род человеческий к решению отказаться от ядовитого вещества, употребление которого глубоко вошло в его нравы, привычки, приобрело над ч ним непобедимую силу, сделавшись бессознательным влечением, происхождение которого кроется в его наследственных приобретениях. Уничтожить очарование или помешать наивному или легкомысленному попасть в ловушку,—вот два сильнейших средства, к которым поневоле придется прибегнуть, и, вероятно, это случится тогда, когда страна будет твердо убеждена в обширности зла и пожелает покончить с ним. Известно, в самом деле, на сколько трудно бороться против старинных предрассудков. Искоренение привычек к употреблению алкоголя потребует многих лет упорного труда при условии, что за него горячо примется все общество. Об- | - 97 - щества трезвости употребили всевозможные меры для достижения цели; некоторые из них даже прикрылись религиозным знаменем и сделали из войны с алкоголизмом настоящий крестовый поход. Они имели некоторый успех, по крайней мере, за границей. Но их блогородные попытки, во Франции в особенности, потерпели неудачу перед силой инерции и приобретенных привычек. Они могли иметь успех среди некоторых умов, увлекшихся злом в момент отчаяния и над которыми чудесное еще могло иметь власть; они действовали на тех, кто был еще доступен религиозному верованию но для большинства, для тех, которые не веруют и, по всей вероятности, и впредь не поверят, необходимо другое оружие. Итак, повторяем, потребуются тяжелые жертвы, но надо решиться прибегнуть к крайним мерам, ограничить свободу некоторых, чтобы охранить интересы всех. Соображения общого порядка, даже патриотическия требуют строгих и даже ограничительных мер, чтобы не сказать, репрессивных. Следует вникнуть в значение слова свобода, чтобы уметь во время ограничить ее для некоторых членов. Уважать свободу каждого индивидуума во что бы то ни стало, не что иное, как пустая иллюзия, и не следует забывать, что она уже ограничена обязанностями одного члена к другим, и что, слепо допуская свободу действия каждого, мы заставляем страдать все 'общество. Постараемся теперь изучить, насколько возможно короче, главные системы, которые проповедывались для искоренения алкоголизма. |