Легрэн П.М. Социальное вырождение и алкоголизм. - Тверь: 1896

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 171   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171 172  173  174  175  176 

- 171 —

В центрах, где развитие алкоголизма всего более заметно, в настоящее время мало неграмотных, и все-таки алкоголизм продолжает делать успехи.

По нашему мнению, ребенок должен стать настоящим противником алкоголизма в будущем. Надо, чтобы он был приготовлен к борьбе с ранняго возраста, чтобы продолжали вести его в том же направлении в отрочестве и юности, чтобы в зрелом возрасте он был проникнут сознанием своих обязанностей и мог бы бороться с надеждой на успех. Сложившийся человек в настоящее время пропитан многими предрассудками. а известно, что предрассудок, это имущество, полученное по наследству, и очень трудно его искоренить. Итак, ребенок должен быть с колыбели окружен самой постоянной заботливостью. Роль врача тут совершенно указана. Он проникает во все семейства, где имеются дети. Под предлогом врачебных и гигиенических советов, он может сделаться превосходным моралистом, и его влияние должно быть преобладающим, особенно в малокультурной среде, где за ним утвердилась репутация человека науки и опыта. К его то дрогоценному содействию следует обращаться. Он много может помочь в борьбе с алкоголизмом, если захочет сделать этот вопрос предметом своих забот. Он может помешать родителям давать совсем маленьким детям спиртные напитки, обычай, который в большом ходу в некоторых странах, где еще делают „суп с алкоголем44. Когда, в качестве врачебного инспектора, в силу блогодетельного закона Rouss<Тя, он проникает к наемным кормилицам, пусть он помнит, что он не только агент покровитель первого детства, но и один из самых могущественных охранителей общественного здоровья. Пусть он удостоверяется, являясь часто и невзначай, не только в состоянии здоровья ребенка, но и в качестве его пищи, в состав которой (прибегая даже к угрозе, потому что он может отнять у кормилицы ея питомца) он должен зап-

— 172 —

регат примешивать все, что может назваться спиртным. Он не может иметь лучшей помощницы, как мать семейства; действуя на ея материнское чувство, которое ему придется воспитать специально, ибо редки матери, понимающия надлежащим образом уход за ребенком. Но, если мы требуем от врача инспектора большой деятельности, то надо, чтобы его вознаграждение соответствовало оказанным им услугам. Вознаграждение, которое ему полагается теперь, более чем ^достаточно, и он не может приносить много пользы, ограничиваясь ежемесячным визитом. Тут потребуется улучшение. Рядом с врачем отведем место наставнику. Ребенок в настоящее время обязан посещать школу. Важно, чтобы он узнал от своего учителя об опасности, которой он будет подвергаться позже, предаваясь излишеству в питье. Но, для этого учитель сам должен хорошо знать свойства и опасности алкоголизма.

В настоящее время он знает об этом вопросе лишь только то, чему сам пожелает научиться. Прежде всего, от него надо требовать безусловной трезвости. Пьянство должно быть для него безапелляционной причиной отказа от места. Мы хотели бы, чтобы курс наук, который проходят учителя в нормальной школе был дополнен изучением общественной гигиены, где указание вреда алкоголизма должно занять первое место. Между вопросами, которые ему предлагаются на экзамене, когда он добивается диплома, хоть один по крайней мере вопрос должен касаться алкоголизма. В своих лекциях о нравственности он должен говорить об этом отравлении, обозначить его формы, нарисовать возможно отталкивающия картины. В конце концов, на испытательных экзаменах ученики должны об этом вопросе иметь положительные знания. Мы не знаем, говорят ли в правительственных лицеях и колледжах об алкоголизме, но мы можем утверждать, что никогда не слыхали об этом ни слова в течении десяти лет, проведенных там. Восемнадцатилетний баккалавр знает о пьянстве



Hosted by uCoz