Легрэн П.М. Социальное вырождение и алкоголизм. - Тверь: 1896

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 169   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169 170  171  172  173  174  175  176 

— 169 —

трудно перенести симпатии любителей вина на воду. Перерождение должно начаться с ребенка, и с этой точки зрения понятна полезная роль, которую могли бы играть в обществе учитель и врач; первый призван к образованию ума ребенка в известном направлении; второй, может оказывать весьма большое влияние на семью, блогодаря своим советам, которым во многих случаях будут следовать, если только он будет высказывать их с убеждением.

Нравственные средства в тесном смысле этой слова. Мы убеждены, что между средствами борьбы против злоупотребления и даже просто употребления алкоголических напитков, самыми действительными являются средства нравственные. Общества трезвости и пропаганда ясно это показали. Мы не можем устоять против желания напомнить здесь красноречивые слова которыми закончил свой речь Chauffird в достопамятных прениях об алкоголизме, происходивших в 1871 году в Академии: „Другие, а не мы, говорил он, доставят средство против этого постыдного зла. Эта задача выпадает на долю тех, которые образуют и укрепляют тело и дух современных поколений; эти поколения надо учить и морализовать. Помните хорошенько, что одного обучения недостаточно. Напрасно было бы уяснить нашему народу гибельное действие алкоголя которое, впрочем, ему известно; он, тем не менее, не перестанет увлекаться удовлетворением своих грубых потребностей, Никогда чувство не удерживало народные массы; чтобы остановить людей от увлечения страстью, надо заставить проникнуться нравственными идеями: идеею долга и самоотвержения, самопожертвования и самоотречения14. Bergeron в конце своего столь важного доклада точно также приходит к заключению о пользе образования и морализации масс. И в этом вопросе Lunier должен был опять возвысить свой авторитетный голос: „Средство, говорит он, которые я не колеблясь вместе с экономистами и филантропами поставлю на первый план,

— 170-

состоит в том, чтобы дать всем начальное образование и нравственно воспитание. Действительно необходимо, если хотят оставить успехи алкоголизма, чтобы народ умел прочитать то, что пишется об опасностях злоупотребления алкоголическими напитками и понимать все сказанное по этому предмету. После мнений, высказанных выдающимися людьми, можем ли мы решиться формулировать свое собственное? Если бы мы имели в виду противоречить им, мы остались бы сидеть в уголке в ожидании накопления большого опыта, но мы можем лишь подтвердить их своим скромным авторитетом. Все можно извлечь из человеческого ума, зло, как и добро. Мы твердо верим в силу внушений, мы верим, что человек крайне легко и бессознательно подпадает многочисленным интеллектуальным, нравственным или физическим влияниям, которые нагромождавшая вокруг него от колыбели до могилы.

Самый алкоголизм не есть ли указание на неопределенное влечение одного из тех многочисленных проявлений способности подражания, которая характеризует человека. Способность масс увлекаться незачем доказывать, это значило бы пересказывать историю человеческого рода. Отклонить массы от алкоголизма дело трудное, невозможное. Это средство было бы, без сомнения лучшим, чем употребление репрессивных или ограничительных мер. Эти последния всегда неохотно принимаются гражданином, так как оне дают понять, что столь дорогая ему свобода по необходимости ограничена обществом. Несравненно лучше, если бы он шел на встречу своему благу путем естественным, блогодаря специальному направлению ума, которое надо заставить его в себе выработать. И так какия же средства наиболее способны достигнуть цели? Говорят образование, морализация. Но эти средства, без сомнения, недостаточны, так как у нас существует обязательное обучение; морализуют также всюду.



Hosted by uCoz