1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 | |
- 178 - лишь то, что он встречал пьяных в публичных местах. Этого слишком мало. Если бы он был воспитан в боязни к алкоголю, его может быть реясе видели бы в свободные дни в кофейнях. Дроясь берет при мысли, что иногда встречаешь на бульварах воспитанников колледжей в форменной одежде, в состоянии весьма неустойчивого равновесия. Что будет с ними, когда они станут свободными студентами, и когда перед ними будут открыты двери пивных с женской прислугой. Не ужасно ли видеть, сколько алкоголизм, в самой его унизительной форме — пьянстве, делает жертв между учениками высших школъ? Недостатки воспитания, слишком интеллектуального, недостаточно нравственного и практического, такова причина подобного положения дела. Итак, надо, чтобы ребенок с молоком матери всосал страх к алкоголизму; нужно, чтобы школьник, а позже студент ми рабочий, имел ясные понятия об этом отравлении. Если потом он предастся излишествам, мы останемся в убеждении, что он грешит по недостатку равновесия. Если правительство захочет предохранить себя против этого опасного больного, то мы признаем за ним право применить репрессивные меры. Врач и учитель должны, каждый в своей сфере, вести анти-алкоголичтскую пропаганду. Они, по принципу, агенты пропаганды. Вопрос о морализации смешивается, относительно алкоголизма, с весьма высокими социальными вопросами. Ибо слово нравственность, когда оно применяется не к отдельному индивидууму, но к индивидууму коллективному, к обществу, должно иметь более широкое значение и обозначать не только понятие об обязанностях человека к самому себе и к ближнему, но также и понятие об обязанностях коллективного существа к единству общества и обратно. | - 174- Таким то образом вопрос об о пауперизме должен быть не только вопросом общественной нравственности. „Уменьшение унизительного порока пьянства, говорит Barella, может быть достигнуто только посредством материального и интеллектуального прогресса народа. Нельзя требовать его от закона; законы, находящиеся в противоречии с нравами, обходят и выходят из употребления. Надо исправлять нравы посредством воспитания и образования41. Действительно, наши нравы должны быть изменены совершенно. Все средства, способные привести человека к установлению гармонии между его нравами и интеллектуальными и материальными интересами с одной стороны и интересами лиц, с которыми он разделяет свое существование, с другой, будут средствами блогоприятствующими искоренению алкоголизма. Вот почему образование, т. е., познание того, что истинно полезно и неизбежно, как в отношении материального, так и духовном, или, иначе, говоря уничтожение предрассудков, в которых человек вырос, образование было и будет рассматриваться, как одно из самых энергичных орудий войны против алкоголизма, так же, как и против всех приобретенных страстей. Если вы хотите отклонить народ от употребления вредных напитков, говорит Frederic Passy, не ограничивайтесь только этим, но старайтесь отклонить его от всего дурного. Старайтесь заменить дурные влечения хорошими, худые занятия хорошими. Вспомните, что все имеет связь, и что дурное жилище, недостаточная одежда, плохая пища, все это начало влечения к кабаку. Научите его выбирать жилище, лучше одеваться, освещаться, создавать себе здоровую жизнь в комфортабельной обстановке. Старайтесь главным образом, и в том случае не бойтесь принимать участие лично, придать смысл его занятиям и дать ему здоровые развлечения. |