Легрэн П.М. Социальное вырождение и алкоголизм. - Тверь: 1896

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 95   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95 96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176 

— 95 —

рых должна выражаться национальным равновесием. Итак, нельзя утверждать, что вопрос еще не созрел. Он созрел всюду, и для Франции наступил момент вознаградить потерянное время, приняв деятельное участие в борьбе с алкоголизмом вместе с теми государствами. которые посвящают на это свои силы. Профилактика этого зла представляет собой проблему с многосторонними фазисами, и было бы безполезно искать одного средства для ея разрешения; панацеи, которая исцелила бы нацию от алкоголизма во всех случаях, никогда не может существовать. Как и все социальные проблемы, и эта проблема весьма сложная, а потому и решение ея тоже сложно. Профилактика индивидуальная и общественная, как для настоящого, так и для будущого,—таковы общия задачи. Остерегаться и предупреждать людей против злоупотребления крепкими напитками и таким образом устранять гибельные действия алкоголя; предупреждать специально действие алкоголя, так называемого фабричного, ограничивая или даже запрещая его употребление и сбыта, значит, занимаясь индивидуальных охранением, способствовать в то же время косвенным путем гарантии будущности общества. Защита общества представляет верховный и настоятельный интерес, она требует мер специальных, деятельных, которые всегда будут насущной потребностью, пока существуют пьяницы; с этой то точки зрения и надо смотреть прежде всего на дело по нашему мнению; необходимо убедиться в том, что бороться против алкоголизма, этого социального зла, значит содействовать предохранению, защите общества. Ввести в употребление меры защиты, это опять таки значит заниматься профилактикой, т. е., понимать ее в самом обширном смысле слова, Алкоголизм представляет весьма большую опасность для масс; об этом следует проповедывать во всеуслышание, и сделать из этого некоторого рода общий лозунг для всех сражающихся. Но тут то обнаруживается одна из важных сторон нас занимающей проблемы: она имеет отношение к стольким предметам,

— 96 —

столько уважительных интересов может быть задето ею, что необходимо отыскать, если возможно, почву для соглашения и установить предел взаимных уступок. Но не нужно смущаться этим: искоренить общественное зло нельзя без того, чтобы не задеть множества отдельных единиц, и поэтому необходимо быть готовым на громадные жертвы, когда этого требует общий интерес. Надо, наконец, съуметь подвести итог, во сколько обходится алкоголизм, и какая получится прибыль для народонаселения от его уничтожения. В числе жертв, которые требуется приносить для борьбы с этим общественным злом, надо считать посягательство даже на индивидуальную свободу. Этоит принцип должен быть провозглашен во всеуслышание, потому что, чем больше размышляешь, тем больше убеждаешься, что действительные меры, предпринимаемые против алкоголизма, все, более или менее, ограничивают индивидуальную свободу граждан. Но ограничительные меры, и даже подавляющия, применимы лишь в том случае, если оне настоятельно вызываются общим интересом, который должен стоять выше частного, по крайней мере для сторонников социального единства. По всей вероятности иллюзия думать, что посредством одного лишь убеждения можно привести род человеческий к решению отказаться от ядовитого вещества, употребление которого глубоко вошло в его нравы, привычки, приобрело над ч ним непобедимую силу, сделавшись бессознательным влечением, происхождение которого кроется в его наследственных приобретениях. Уничтожить очарование или помешать наивному или легкомысленному попасть в ловушку,—вот два сильнейших средства, к которым поневоле придется прибегнуть, и, вероятно, это случится тогда, когда страна будет твердо убеждена в обширности зла и пожелает покончить с ним. Известно, в самом деле, на сколько трудно бороться против старинных предрассудков. Искоренение привычек к употреблению алкоголя потребует многих лет упорного труда при условии, что за него горячо примется все общество. Об-



Hosted by uCoz