Легрэн П.М. Социальное вырождение и алкоголизм. - Тверь: 1896

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 78   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78 79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176 

- 78 —

уменьшать зло для некоторых жертв без серьезных последствий для других. Не надо забывать, что позади себя алкоголик оставляет группу детей с уменьшенными физическими и интеллектуальными средствами, доказательства чего приведены нами в первой части настоящого труда. Лечить пьющого, изолировать его, даже окончательно устранить из общества, чтобы совсем уничтожить его гибельное влияние, это значит решить лишь часть задачи, потому что таким образом нельзя помешать злу снова нарождаться; новые ясертвы, производя потомство, делают постоянным зло, заставляющее страдать все общество. Заставить избежать отравления алкоголем становится истинной целью, к которой надо стремиться. Уничтожение алкоголя есть идеал, об осуществлении которого едвали можно мечтать; но можно по крайней мере пытаться к нему приблизиться; можно изыскивать средства уменьшить гибельные действия яда, сделать его если не совершенно недоступным, то по крайней мере почти безвредным, Много было сделано в течении несколько лет в борьбе с алкоголизмом, но констатировать довольно грустный факт: Франция в этом деле остается сильно назади в сравнении с другими цивилизованными нациями. Около бедственной эпохи 1870 года, общественные власти были взволнованы успехами возростающого зла и тогда возникло движение, выразившееся двумя капитальными фактами; запретительным законом против пьянства и основанием общества трезвости, которому покойный Lunier посвятил много труда. Это чисто францусское движение нашло себе отклик за границей, и страны, опустошаемые алкоголизмом, продолжали борьбу с упорством, как раз пропорциональным сознанию бедствия, которому оне подвергались. Что же случилось потомъ? Во Франции борьба странным образом ослабела; за ея острым фазисом, соответствовавшим периоду, когда борьба с алкоголизмом считалась почти обязанностью правительства, последовал период затишья, даже равнодушия. Это рвение продолжать борьбу мало по малу ограничилось тесным

- 79 -

кругом несколько горячо убежденных людей, но их усилия остались одинокими, а, следовательно, почти безплодными. Даже хорошие результаты, полученные от применения новых законодательных мер, рассеялись; запретительный закон против пьянства перестал почти применяться, и его, повидимому, сдали в архив. Этот закон против пьянства можно, впрочем, считать несущественным, так как он имеет в виду лишь публичное пьянство, как деморализующий акт, но не может помешать пьяниц скрывать свой порок, чтобы избегнуть наказания. За границей мы наблюдаем противоположное движение. Борьба с алкоголизмом даже в монархических государствах, приобрела постепенно возрастающую интенсивность. В настояшее время в Англии, Америке, Швейцарии, Швеции, да и почти всюду, вопрос об алкоголизме составляет постоянный предмет забот не только для общественным властей, но и для всех просвещенных людей нации. Кроме обществ трезвости и упорной пропаганды, мы видим возникновение специальных учреждений, частных и общественных, для лечения пьянства, убежищ, где закоренелый алкоголик может не только добровольно уединиться, но и быть там задержанным и запертым на законном основании в целях общественной пользы и безопасности, В этой борьбе с алкоголизмом явились свои фанатики; воюя против алкоголя, они противопоставляли ему воду и сделались поборниками полного воздержания, не допуская употребления никаких напитков, кроме воды.

Фанатики хороши, когда цель, которой они служат, возвышенна; на деле же вышло то, что число потребителей воды так незначительно за границей, что о нем не стоит и упоминать, а во Франции их считают за курьез. Что же за причина подобного охлаждения к борьбе против алкоголизма в нашей стране? Значит, ли это, что необходимость противопоставить преграду общественных язв, не так настоятельна, как в других местахъ? Меныпе-ли сознают ту опасность, кото-



Hosted by uCoz