1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 | |
-130- Средства репрессии заключают в себе: 1) репрессивные законы против пьянства, 2) убежища для пьяниц. Нравственные средства заключаются между прочим в следующем: 1) регламентация кабаков: 2) противо-алкоголическая пропаганда и общества трезвости, 3) нравственные средства, в собственном смысле этого слова. Репрессивные средства. Репрессивные системы, очевидно, должны быть принципиально осуждены во имя уважения к индивидуальной свободе. Однако же, позволительно требовать их применения, как скоро не существует других средств по крайней мере для настоящого времени, чтобы обезпечить общественное блого, и когда эти системы имеют целью, принося в жертву некоторых, способствовать блогосостоянию большинства. Следует, впрочем, столковаться на счет значения терминов нарушение закона, проступки и проч., в применении к пьяницам. Нам не важно решать вопрос о том, представляет ли пьянство само по себе наказуемый проступок против общества, влекущий за собой вследствие этого меры общественной защиты. Только становясь на эту почву, оставляя в стороне всякое теоретическое рассуждение, мы позволяем себе говорить об ограничительных и даже репрессивных мерах. Итак, вреден ли пьяница? Имеет ли общество право гарантировать себя от него? Первый вопрос решается сам собой: не только пьяница вредит самому себе, опускаясь физически и нравственно, но он вредит и другим трояким образом: 1) часто совершая под влиянием напитка действия, считаемые преступными или проступками, которых он не совершил бы, будучи трезвым; 2) давая самый отвратительный пример обращения человека в скота вследствие рабского подчинения страсти, кроме того его пример чрезвычайно пагубен для людей сла- | -181 - бых умом. Во имя общественной нравственности, совпадающей с общественным интересом, непозволительно допускать пьяницу шататься по улицам или просить там милостыню; 3) пьяница еще вреден тем, что порождает выродившияся отупелые существа, а гражданин принадлежащий обществу, организацию которого он при-мает, не имеет права лишать это общество самого ценного капитала. Репрессивные законы против публичного пьянства. Подавление пьянства предписывается на столько, насколько оно является публичным; дальше мы увидим, что тоже самое относится и к оньянению, ставшему обычным состоянием пьющого. Законы, стремящиеся к подавлению публичного пьянства, были изданы во многих странах, где алкоголизм произвел страшные опустошения. Во Франции закон Русселя был вотирован в 1873 году национальным собранием. Эти репрессивные меры имели в виду скорее устранение распространения алкоголизма, чем пьянства в тесном смысле этого слова, как деморализующого акта. Посредством их надеялись отвратить от алкоголя людей, еще заботящихся о своей репутации или тех, которые опасаются судебного преследования. Мы считаем эти меры мало действительными в том, что касается непосредственно уменьшения алкоголизма, потому что оне не мешает неисправимому пьянице пить украдкой, что он и делает; но мы считаем их весьма полезными с нравственной точки зрения и поэтому действующими косвенным образом про- |