Легрэн П.М. Социальное вырождение и алкоголизм. - Тверь: 1896

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 130   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130 131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176 

-130-

Средства репрессии заключают в себе: 1) репрессивные законы против пьянства, 2) убежища для пьяниц.

Нравственные средства заключаются между прочим в следующем: 1) регламентация кабаков: 2) противо-алкоголическая пропаганда и общества трезвости, 3) нравственные средства, в собственном смысле этого слова.

Репрессивные средства. Репрессивные системы, очевидно, должны быть принципиально осуждены во имя уважения к индивидуальной свободе. Однако же, позволительно требовать их применения, как скоро не существует других средств по крайней мере для настоящого времени, чтобы обезпечить общественное блого, и когда эти системы имеют целью, принося в жертву некоторых, способствовать блогосостоянию большинства.

Следует, впрочем, столковаться на счет значения терминов нарушение закона, проступки и проч., в применении к пьяницам. Нам не важно решать вопрос о том, представляет ли пьянство само по себе наказуемый проступок против общества, влекущий за собой вследствие этого меры общественной защиты. Только становясь на эту почву, оставляя в стороне всякое теоретическое рассуждение, мы позволяем себе говорить об ограничительных и даже репрессивных мерах. Итак, вреден ли пьяница? Имеет ли общество право гарантировать себя от него? Первый вопрос решается сам собой: не только пьяница вредит самому себе, опускаясь физически и нравственно, но он вредит и другим трояким образом: 1) часто совершая под влиянием напитка действия, считаемые преступными или проступками, которых он не совершил бы, будучи трезвым; 2) давая самый отвратительный пример обращения человека в скота вследствие рабского подчинения страсти, кроме того его пример чрезвычайно пагубен для людей сла-

-181 -

бых умом. Во имя общественной нравственности, совпадающей с общественным интересом, непозволительно допускать пьяницу шататься по улицам или просить там милостыню; 3) пьяница еще вреден тем, что порождает выродившияся отупелые существа, а гражданин принадлежащий обществу, организацию которого он при-мает, не имеет права лишать это общество самого ценного капитала.

Репрессивные законы против публичного пьянства.

Подавление пьянства предписывается на столько, насколько оно является публичным; дальше мы увидим, что тоже самое относится и к оньянению, ставшему обычным состоянием пьющого. Законы, стремящиеся к подавлению публичного пьянства, были изданы во многих странах, где алкоголизм произвел страшные опустошения.

Во Франции закон Русселя был вотирован в 1873 году национальным собранием. Эти репрессивные меры имели в виду скорее устранение распространения алкоголизма, чем пьянства в тесном смысле этого слова, как деморализующого акта. Посредством их надеялись отвратить от алкоголя людей, еще заботящихся о своей репутации или тех, которые опасаются судебного преследования. Мы считаем эти меры мало действительными в том, что касается непосредственно уменьшения алкоголизма, потому что оне не мешает неисправимому пьянице пить украдкой, что он и делает; но мы считаем их весьма полезными с нравственной точки зрения и поэтому действующими косвенным образом про-



Hosted by uCoz