Легрэн П.М. Социальное вырождение и алкоголизм. - Тверь: 1896

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 167   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167 168  169  170  171  172  173  174  175  176 

-167-

щения изменят нравы во Франции, не остается другого средства уменьшить развитие алкоголизма, кроме немедленной организации обществ трезвости по образцу существующих в Швеции, Англии и Соединенных Штатах. Эти общества, не смотря на возрастающий прилив, представляют собой достаточно могучую плотину, чтобы уменьшить действие злоупотребления хлебным алкоголизмом. Полтора года спустя, 30 Ноября 1871 года, в мнении об опасностях, проистекающих от злоупотребления алкоголическими напитками, высказанном от имени Академии, Bergeron еще настоятельнее вернулся к вопросу об обществах трезвости.

Призыв был услышан. Около десяти лиц, сочувствующих этому делу, собрались на совещание 26 Декабря 1871 года, и основание общества было решено на этом же заседании. Выбранный секретарем комитета организации, Lunier собрал все необходимые документы. Общество было признано общественно-полезным учреждением 5-го Февраля 1880 года. Блогодаря своей газете, выходившей в свет под редакцией Limit г, общество вело большую анти-алкоголическую пропаганду. В борьбе против алкоголизма францусское общество трезвости действует сообща с иностранными аналогичными обществами. На самом деле существует два рода обществ: одни проповедуют полное воздержание от спиртных напитков и рекомендуют исключительное употребление воды; другия общества предоставляют своим членам право употреблять какой им угодно натуральный гигиенический напиток, запрещая лишь злоупотребление им. В большинстве иностранных обществ основание пропаганды покоится существенно на религиозной идее. Бог и вода, так можно формулировать их девиз. Без Бога и без воды человек не может и думать победить алкоголизм. Не мешает во всяком случае прибавить, что если общества, о которых идет речь, считают между своими членами фанатиков, проповедующих новый крестовый поход, то они не отличаются нетерпимостью и охотно прини-

- 168 —

лают в свой среду неверующих, с целью привести их впоследствии к Богу. Женевский Синий Крест есть тип этого рода обществ.

Средства действия францусского общества трезвости несколько иные. Бог и вода не могут быть его девизом; что касается до безусловного воздержания, то эта категорическая мера насчитывала бы очень мало сторонников. Не унижая нисколько режим воды, францусское общество не рекомендует его более специально, чем всякий другой, оно проповедует главным образом употребление натуральных напитков, заботится о просвещении народонаселения на счет опасностей алкоголизма, высказывая мнения и давая советы, занимается устройством заведений для продажи здоровых напитков; старается доставлять своим членам не подмешанные напитки, и проч., словом, оно борется против яда, стараясь познакомить с ним, указывая на его натуральное противоядие. Оно сильно содействовало изданию закона о пьянстве 1873 г.; взяло на себя инициативу на международных конгресах (1878 и 1889 г.) и способствовало весьма значительными пожертвованиями распространению принципов умеренности? Lunier был секретарем общества до своей смерти. „Мы обязаны почтить его память заявлением, что за эти последние годы не было ни одного труда об алкоголизме и его индивидуальных и общественных последствиях, который не был вдохновлен его личным участием41. Эти слова L iu it находят себе отклик среди всех лиц, заботящихся об общественном благе, справедливо безпокоящихся о последствиях одного из самых тяжелых общественных бедствий.

Нравственное влияние обществ трезвости неоценимо; нельзя не радоваться его расширению. Мы не против того, чтобы рекомендовать специально водяной режим, но не сделаем его безусловно обязательным дня всех членов общества, так как может быть было бы весьма



Hosted by uCoz