1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 | |
-167- щения изменят нравы во Франции, не остается другого средства уменьшить развитие алкоголизма, кроме немедленной организации обществ трезвости по образцу существующих в Швеции, Англии и Соединенных Штатах. Эти общества, не смотря на возрастающий прилив, представляют собой достаточно могучую плотину, чтобы уменьшить действие злоупотребления хлебным алкоголизмом. Полтора года спустя, 30 Ноября 1871 года, в мнении об опасностях, проистекающих от злоупотребления алкоголическими напитками, высказанном от имени Академии, Bergeron еще настоятельнее вернулся к вопросу об обществах трезвости. Призыв был услышан. Около десяти лиц, сочувствующих этому делу, собрались на совещание 26 Декабря 1871 года, и основание общества было решено на этом же заседании. Выбранный секретарем комитета организации, Lunier собрал все необходимые документы. Общество было признано общественно-полезным учреждением 5-го Февраля 1880 года. Блогодаря своей газете, выходившей в свет под редакцией Limit г, общество вело большую анти-алкоголическую пропаганду. В борьбе против алкоголизма францусское общество трезвости действует сообща с иностранными аналогичными обществами. На самом деле существует два рода обществ: одни проповедуют полное воздержание от спиртных напитков и рекомендуют исключительное употребление воды; другия общества предоставляют своим членам право употреблять какой им угодно натуральный гигиенический напиток, запрещая лишь злоупотребление им. В большинстве иностранных обществ основание пропаганды покоится существенно на религиозной идее. Бог и вода, так можно формулировать их девиз. Без Бога и без воды человек не может и думать победить алкоголизм. Не мешает во всяком случае прибавить, что если общества, о которых идет речь, считают между своими членами фанатиков, проповедующих новый крестовый поход, то они не отличаются нетерпимостью и охотно прини- | - 168 — лают в свой среду неверующих, с целью привести их впоследствии к Богу. Женевский Синий Крест есть тип этого рода обществ. Средства действия францусского общества трезвости несколько иные. Бог и вода не могут быть его девизом; что касается до безусловного воздержания, то эта категорическая мера насчитывала бы очень мало сторонников. Не унижая нисколько режим воды, францусское общество не рекомендует его более специально, чем всякий другой, оно проповедует главным образом употребление натуральных напитков, заботится о просвещении народонаселения на счет опасностей алкоголизма, высказывая мнения и давая советы, занимается устройством заведений для продажи здоровых напитков; старается доставлять своим членам не подмешанные напитки, и проч., словом, оно борется против яда, стараясь познакомить с ним, указывая на его натуральное противоядие. Оно сильно содействовало изданию закона о пьянстве 1873 г.; взяло на себя инициативу на международных конгресах (1878 и 1889 г.) и способствовало весьма значительными пожертвованиями распространению принципов умеренности? Lunier был секретарем общества до своей смерти. „Мы обязаны почтить его память заявлением, что за эти последние годы не было ни одного труда об алкоголизме и его индивидуальных и общественных последствиях, который не был вдохновлен его личным участием41. Эти слова L iu it находят себе отклик среди всех лиц, заботящихся об общественном благе, справедливо безпокоящихся о последствиях одного из самых тяжелых общественных бедствий. Нравственное влияние обществ трезвости неоценимо; нельзя не радоваться его расширению. Мы не против того, чтобы рекомендовать специально водяной режим, но не сделаем его безусловно обязательным дня всех членов общества, так как может быть было бы весьма |