Легрэн П.М. Социальное вырождение и алкоголизм. - Тверь: 1896

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 94   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94 95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108  109  110  111  112  113  114  115  116  117  118  119  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  130  131  132  133  134  135  136  137  138  139  140  141  142  143  144  145  146  147  148  149  150  151  152  153  154  155  156  157  158  159  160  161  162  163  164  165  166  167  168  169  170  171  172  173  174  175  176 

- 94 -

чальная привиллегия индивидуума, ' находящогося в особенном умственном состоянии. Долгое время отравляясь по немногу и сделавшись в силу хода вещей жертвой утонченной промышленности, пьющий не может не знать, что он отравляется; его умственное состояние,—'результат многочисленных наследственных специальных превращений, повидимому, предрасполагает его пить. Вкус к крепким напиткам не врожден первобыгно-му человеку; он, как мы видели, приобретается мало по малу и впоследствии целиком передается по наследству. Алкоголь производит сначала некоторое умственное возбуждение, которое нравится человеку, и он старается снова его воспроизвести; потом является привычка, эта великая властительница, если она не встречает противодействия; ея укоренению помогают невежество одних, отсутствие нравственных понятий, или воли у других.

В настоящее время алкоголики набираются частью между потомками пьющих, частью можду неуравновешенными. Таковы набросанные в крупных чертах причины алкоголизма; нравственные, интеллектуальные, социальные и материальные, оне безчисленны. Успехи торговли и промышленности и их представители: кабак и домашний винокур; их паразитъ—подделка; нищета, деморализация и отсталость масс, порочные профессиональные привычки, умственное вырождение, беззаботность правительств и общества; естественные причины, препятствующия развитию виноградников, болезни винограда, и проч. и проч,, вот факторы, которых надо побороть, устранить, изменить или отклонить. Это геркулесовская работа, для исполнения, которой требуется содействие всех живых сил нации. Этого краткого изложения этиологии алкоголизма достаточно для того, чтобы почувствовать, как глубоко пустила корни язва, которая как термит глухо, медленно и верно делает свое дело общого разрушения. Она подкапывается под основание и кончит уничтожением раньше, чем обратят на это внимание, громадной суммы единиц, правильная кооперация, кото-

— 95 —

рых должна выражаться национальным равновесием. Итак, нельзя утверждать, что вопрос еще не созрел. Он созрел всюду, и для Франции наступил момент вознаградить потерянное время, приняв деятельное участие в борьбе с алкоголизмом вместе с теми государствами. которые посвящают на это свои силы. Профилактика этого зла представляет собой проблему с многосторонними фазисами, и было бы безполезно искать одного средства для ея разрешения; панацеи, которая исцелила бы нацию от алкоголизма во всех случаях, никогда не может существовать. Как и все социальные проблемы, и эта проблема весьма сложная, а потому и решение ея тоже сложно. Профилактика индивидуальная и общественная, как для настоящого, так и для будущого,—таковы общия задачи. Остерегаться и предупреждать людей против злоупотребления крепкими напитками и таким образом устранять гибельные действия алкоголя; предупреждать специально действие алкоголя, так называемого фабричного, ограничивая или даже запрещая его употребление и сбыта, значит, занимаясь индивидуальных охранением, способствовать в то же время косвенным путем гарантии будущности общества. Защита общества представляет верховный и настоятельный интерес, она требует мер специальных, деятельных, которые всегда будут насущной потребностью, пока существуют пьяницы; с этой то точки зрения и надо смотреть прежде всего на дело по нашему мнению; необходимо убедиться в том, что бороться против алкоголизма, этого социального зла, значит содействовать предохранению, защите общества. Ввести в употребление меры защиты, это опять таки значит заниматься профилактикой, т. е., понимать ее в самом обширном смысле слова, Алкоголизм представляет весьма большую опасность для масс; об этом следует проповедывать во всеуслышание, и сделать из этого некоторого рода общий лозунг для всех сражающихся. Но тут то обнаруживается одна из важных сторон нас занимающей проблемы: она имеет отношение к стольким предметам,



Hosted by uCoz