1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 | |
— 172 — регат примешивать все, что может назваться спиртным. Он не может иметь лучшей помощницы, как мать семейства; действуя на ея материнское чувство, которое ему придется воспитать специально, ибо редки матери, понимающия надлежащим образом уход за ребенком. Но, если мы требуем от врача инспектора большой деятельности, то надо, чтобы его вознаграждение соответствовало оказанным им услугам. Вознаграждение, которое ему полагается теперь, более чем ^достаточно, и он не может приносить много пользы, ограничиваясь ежемесячным визитом. Тут потребуется улучшение. Рядом с врачем отведем место наставнику. Ребенок в настоящее время обязан посещать школу. Важно, чтобы он узнал от своего учителя об опасности, которой он будет подвергаться позже, предаваясь излишеству в питье. Но, для этого учитель сам должен хорошо знать свойства и опасности алкоголизма. В настоящее время он знает об этом вопросе лишь только то, чему сам пожелает научиться. Прежде всего, от него надо требовать безусловной трезвости. Пьянство должно быть для него безапелляционной причиной отказа от места. Мы хотели бы, чтобы курс наук, который проходят учителя в нормальной школе был дополнен изучением общественной гигиены, где указание вреда алкоголизма должно занять первое место. Между вопросами, которые ему предлагаются на экзамене, когда он добивается диплома, хоть один по крайней мере вопрос должен касаться алкоголизма. В своих лекциях о нравственности он должен говорить об этом отравлении, обозначить его формы, нарисовать возможно отталкивающия картины. В конце концов, на испытательных экзаменах ученики должны об этом вопросе иметь положительные знания. Мы не знаем, говорят ли в правительственных лицеях и колледжах об алкоголизме, но мы можем утверждать, что никогда не слыхали об этом ни слова в течении десяти лет, проведенных там. Восемнадцатилетний баккалавр знает о пьянстве | - 178 - лишь то, что он встречал пьяных в публичных местах. Этого слишком мало. Если бы он был воспитан в боязни к алкоголю, его может быть реясе видели бы в свободные дни в кофейнях. Дроясь берет при мысли, что иногда встречаешь на бульварах воспитанников колледжей в форменной одежде, в состоянии весьма неустойчивого равновесия. Что будет с ними, когда они станут свободными студентами, и когда перед ними будут открыты двери пивных с женской прислугой. Не ужасно ли видеть, сколько алкоголизм, в самой его унизительной форме — пьянстве, делает жертв между учениками высших школъ? Недостатки воспитания, слишком интеллектуального, недостаточно нравственного и практического, такова причина подобного положения дела. Итак, надо, чтобы ребенок с молоком матери всосал страх к алкоголизму; нужно, чтобы школьник, а позже студент ми рабочий, имел ясные понятия об этом отравлении. Если потом он предастся излишествам, мы останемся в убеждении, что он грешит по недостатку равновесия. Если правительство захочет предохранить себя против этого опасного больного, то мы признаем за ним право применить репрессивные меры. Врач и учитель должны, каждый в своей сфере, вести анти-алкоголичтскую пропаганду. Они, по принципу, агенты пропаганды. Вопрос о морализации смешивается, относительно алкоголизма, с весьма высокими социальными вопросами. Ибо слово нравственность, когда оно применяется не к отдельному индивидууму, но к индивидууму коллективному, к обществу, должно иметь более широкое значение и обозначать не только понятие об обязанностях человека к самому себе и к ближнему, но также и понятие об обязанностях коллективного существа к единству общества и обратно. |